Стиль ампир: характерные черты направления

Хотите отразить премиальность, избранность своего бренда, интерьера, одежды? Используйте элементы стиля ампир в чистом и современном видах. Мы расскажем, как это сделать, а заодно поведаем историю возникновения самого величественного и роскошного стиля в искусстве. Он нашел место во многих сферах — дизайне, архитектуре, живописи и возможно, найдет место в вашем проекте.

История происхождения стиля ампир

Появлению ампира мы обязаны известному французскому императору Наполеону Первому. Именно во время его правления произошел переход от эры классицизма к новому, более торжественному и триумфальному веянию в искусстве.


Наполеон Бонапарт (Жак Луи Давид)

Стоит сказать, что ампир невероятно точно подходил историческому периоду, в котором он зародился, периоду великих завоеваний, больших войн, огромных армий и величественных империй.

Название «ампир» происходит от французского слова «empire» — империя.

Второй страной, где новое движение в искусстве получило широкое распространение, как ни странно, стала Российская Империя, главные противник Франции в эпоху Наполеоновских войн. Своё начало он получил во вторую половину правления Александра Первого. К этому периоду относят строительство Михайловского Дворца, здание московского Большого Театра, Усадьбы Гагарина и другие объекты.


Александр Первый (портрет Джоржда Доу)

Однако, своё основное развитие «Российский ампир» получил о время правления Николая Первого.

Секрет других имён стиля

Классицизм как направление в архитектуре возник в 16 веке. Его отличительными чертами называют симметрию и сдержанность.

  • Ранний период развития — палладианство.
  • Поздний этап классического направления, который отличает торжественность и парадность, звучит как ампир (французское слово empire — империя).

Поскольку высокий классицизм 19 века родился из интереса к истории, археологическим раскопкам и открытиям Древнего Египта и Греции, то некоторые искусствоведы относят его к неоклассицизму ветка историзма), что логично.

Главные черты стиля ампир

Обязательной чертой «имперского стиля» является обращение к культуре античного Рима, древнегреческих полисов и других государств эпохи эллинизма. В ампире часто используются элементы, подчеркивающие мощь, военное превосходство, государственную власть. Не случайно расцвет данного направления в искусстве пришелся на период сильных государств и огромного значения вооруженных сил стран.


Алтарь мира (искусство древнего Рима)

Стиль ампир нашел свое место в разных отраслях человеческой деятельности. Многие художники, скульпторы, модельеры и дизайнеры, часто используют элементы эпохи XIX века в своих работах, чтобы придать им особый вид, эстетику и важное значение.

Стиль ампир в архитектуре

Особую популярность «имперский стиль» получил именно в архитектуре, где ему характерны следующие черты:

  • Наличие колонн, лепнины, античных скульптур и строгих линий.
  • Должна строго соблюдаться симметрия элементов и поддерживаться равновесие, баланс.
  • Богатые декорации, элементы военной сферы, массивность и монументальность.

Наверное, самым известным архитектурным сооружением, возведенным в данную эпоху, считается Триумфальная Арка в Париже.


Триумфальная арка в Париже

В 1806 году, по заказу Наполеона Бонапарта, началось строительство этого монументального сооружения. Работа шла на протяжении 30 лет и велась под руководством трех архитекторов, однако, главным считался Ф. Шальгрен.

Искусствоведы считают римскую арку Тита прообразом работы Шальгрена.


Арка Тита в Риме

Вандомская колонна – не менее монументальное и значимое сооружения эпохи Наполеона. Создателями этой колонны являются Ж. Б. Лепер и Ж. Гондуэн. Работа была сделана в честь побед французского Императора и за её основу была взята колонна Трояна. Здесь также можно проследить обращение к темам античности и военных достижений.

В Российской империи наиболее известным архитектором стиля Ампир считается Карл Росси, автор проектов Михайловского Дворца, Дворцовой Площади и здания Главного Штаба.


Здание главное штаба в С. Петербурге

Однако, не стоит забывать и таких известных людях как: А. Захаров, Д. Жилярди, О. Монферана.


Здание Адмиралтейства по проекту Захарова

Главным скульптором русского ампира считают И. Мартоса. Иван Петрович приложил свою руку к следующим историческим скульптурам: памятнику Минина и Пожарского на Красной Площади, памятнику Александра I в г. Таганрог, а также к бронзовой статуе Иоанна Крестителя, на портике Казанского Собора в Петербурге. Работы Матроса представляют особую ценность для русской культуры и являются национальным достоянием.

В конце 40-х годов XIX века на смену пришел новый подход к творчеству– историзм. В 1930-е годы была проведена «реабилитация» данного архитектурного стиля в виде так называемого «сталинского ампира», который преобрел черты русского конструктивизма


Чкаловская лестница в Н. Новгороде как пример архитектура сталинского ампира


Здание МГУ Москва – пример сталинского ампира

Сталинский ампир

Стиль русского ампира занимал главенствующие позиции в монументальном и архитектурном искусстве Советского Союза 1940-50 годов. В декоре различных помещений преобладает деревянная мебель массивных форм, бронзовые статуэтки, светильники, а также лепнина под потолками значительной высоты.

Сталинские высотки, расположенные в столице, являют собой символ эпохи сталинского ампира и в частности архитектуры. В Москве к концу 1950-х годов было возведено 7 самых высоких строений того времени.

Стиль сталинского ампира объединяет в себе дизайн интерьера барокко, образы наполеоновской эпохи, классицизма (позднего) и орнаменты ар-деко.

Ярчайшим примером внутреннего интерьера, организованного в этом направлении, является банкетный зал, расположенный в помещении Центрального Московского ипподрома. На фото четко видны строгие черты ампирского стиля в архитектуре здания.


Центральный Московский ипподром

При оформлении интерьера мебели используется резьба. На поверхности шкафов и тумб можно наблюдать рельефы в виде пятиконечных звезд, колосьев и лавровых венков.

Важную роль в сталинском ампире играли люстры, которые не только освещали комнаты, но и отличались представительностью торжественного вида. Их изготавливали из бронзы и украшали подвесками из хрусталя. Для организации декора различных помещений использовались материалы исключительно натурального происхождения – мрамор, бронза, хрусталь, керамика, дерево.

Стиль Ампир в живописи

Главным представителем ампира в живописи является французский живописец Жак Луи Давид.

Его основными произведениями являются: «Наполеон на перевале Сен-Бернар» и «Портрет мадам Рекамье».


Бонапарт на перевале Сен-Бернар. Жак Луи Давид

Картинам в стиле ампир характерны такие черты как:

  • величественность,
  • гордость, античные настроения,
  • эстетика войны и побед.

Портреты женщин на картинах в стиле ампир полны величавости и имперской гордости. На таких картинах изображались представительницы высших сословий.

Стиль ампир в интерьере

Главные черты

«Имперский стиль» так же идеально подходит для обустройства внутреннего убранства. Интерьер в стиле ампир должен иметь следующие черты:

  • Дорогой и роскошный декор;
  • Элементы классической архитектуры (колонны, пилястры, лепнина, скульптуры);
  • Присутствие античной культуры (образы животных, воинов и др.);
  • Золотые, бронзовые цвета. Металлические вставки, картины и предметы старины;
  • Эклектичность.

Раньше оформление жилья по шаблонам позднего классицизма могли себе позволить лишь представители высшего класса. Ампир требует наличия большого пространства и «имперского» размаха. Поэтому и комнаты нужны большие и просторные, с широкими окнами и высокими потолками.

Зачастую в стиле ампир оформляют гостиные и спальни, чтобы подчеркнуть высокий статус и материальное положение хозяина дома. Как раз эти комнаты идеально подходят для оформления в данном стиле.


Пример оформления гостиной

При создании интерьера используют массивную мебель с металлическими вставками, декоративными ножками и дорогим декором. Особо важными элементами является роскошная люстра и декор стен.


Спальня в стиле Ампир

Дизайн интерьера и архитектура

Ампир — это величественный имперский стиль в оформлении интерьера, любимое детище французской классики времен правления Наполеона Бонапарта. Свое становление и развитие стиль ампир получил в начале 19 века. В то время французский император вел нескончаемые захватнические войны на территории Европы и некоторых африканских стран.

Стиль ампир вошел в моду с подачи самого Наполеона — и вполне соответствовал вкусовым предпочтениям императора в оформлении интерьера. После известных исторических событий 1812 года имперский стиль быстро распространился на территории России. Он приобрел большую популярность среди русского дворянства к середине 19 — го века, но при этом имел характерное отличие, которое заключалось в использовании ярких и броских элементов.

Характерные черты стиля.

Среди отличительных особенностей стиля ампир можно назвать следующие:

  • наличие в оформлении военной атрибутики и символики;
  • использование в декоре интерьера форм, характерных для римской архитектуры ( колонн, капителей, порталов, арочных проемов и античных статуй);
  • элементы декора египетского характера ( статуэтки пирамид и сфинксов, маски фараонов, шкуры экзотических животных);
  • монументальность, строгость и роскошь интерьера. Ампир каждой своей деталью призван был подчеркивать величие и исключительность личности императора;
  • геральдические элементы и вензеля в оформлении интерьера.

Стиль ампир в современности.

На сегодняшний день также встречается немало поклонников оформления интерьера в стиле ампир. Данный стиль предполагает наличие массивных и солидных элементов декорирования интерьера, а потому подходит исключительно для помещений большой площади.

В маленькой комнате практически невозможно выдержать характерные черты оформления имперского стиля — исключительно из — за отсутствия места для должного размаха.

Внутренняя отделка.

Для стиля ампир характерно использования высококачественных материалов, которые издавна применяются для оформления дорогостоящих интерьеров. Это обилие позолоченных деталей, шелковые и бархатные занавеси и драпировки, а также натуральный мрамор и драгоценное красное дерево.

Все материалы, используемые в отделке, должны иметь природное происхождение, потому что современные искусственных аналоги не в состоянии будут воссоздать истинную роскошь имперского стиля.

В отделке стен чаще всего используется шелковая ткань однотонной расцветки. Категорически не подходят для воплощения стиля ампир узорчатые обои с орнаментом или геометрическим рисунком. Как вариант можно использовать гладкие одноцветные обои.

В углах комнат, а также под потолком возможно использование лепных украшений — и они тоже должны быть натуральными, ни в коем случае не сделанными из пластика или пенопласта. Должна использоваться только настоящая лепнина.

А вот с отделкой потолка все очень просто — лучше всего окрасить его белой однотонной краской. Это будет гораздо проще, чем наносить роспись в виде фресок на сюжеты Древнего Рима.

В отделке напольного покрытия используется натуральное высококачественное дерево или камень. Возможно использование паркета или мозаики из камня разных оттенков. Красивый ковер с роскошным ворсом и экзотическим рисунком станет отличным дополнением целостности картины стиля ампир.

Античные детали.

В классическом интерьере имперского стиля часто используются архитектурные элементы времен Древнего Рима. Это могут быть колонны, массивные статуи героев античности или арочные проемы, декорированные лепными сценами из римской истории.

Для стиля ампир существуют определенные характерные черты оформления мебели. Так, массивные ножки стола выполнены в виде колонн, а ножки диванов, кресел и стульев похожи на лапы животных. Угловые части шкафов по форме напоминают капители. Интерьер в имперском стиле дышит историей и благородной, добротной стариной, которая остается актуальной на протяжении многих веков.

Цветовая гамма.

Для стиля ампир характерным является использование чистых, ярких и насыщенных цветов: красного, синего, изумрудно — зеленого, золотого. чистого зеленого, а также белого и черного. Чаще всего в оформлении интерьера используют один базовый цвет, или же идет сочетание двух ярких и контрастных цветов.

Блеск и лоск.

Также классический императорский стиль характеризуется обилием позолоченных элементов ( подсвечники, рамы на картинах и зеркалах, детали люстр и светильников) и множеством лакированных поверхностей. Хрустальные люстры со множеством сверкающих подвесок помогают подчеркнуть роскошь и великолепие стиля.

Полированная мебель тоже может использоваться для создания гармоничного интерьера в стиле ампир. Наличие большого количества зеркал в интерьере комнаты — тоже одна из самых характерных особенностей имперского стиля. Зеркал должно быть очень много, и при этом они располагаются везде: на стенах, между оконными проемами и на дверцах мебели.

Декоративные элементы.

Самыми органичными для стиля ампир являются декоративные предметы военной тематики: шпаги, мечи, сабли, щиты, доспехи и старинные секиры. Для страстных поклонников и коллекционеров оружия стиль ампир станет прекрасной возможностью выставить свои сокровища на всеобщее обозрение.

Кроме оружия, для стиля ампир отлично подходят широкомасштабные полотна с изображением военных баталий и исторических сюжетов. Эти картины должны быть обязательно очень большого размера, поэтому в маленькой комнате они просто не поместятся, для них нужно помещении более внушительной площади.

Также для стиля ампир характерно использование египетских статуэток, сувениров масок фараонов и других редкостных сувениров, привезенных из Египта. Однако из не должно быть чересчур много, чтобы не слишком перегружать интерьер деталями.

Стиль ампир в графическом и веб-дизайне

С развитием технологий и интернета многие направления искусства стали перетекать в компьютерную сферу. Ампир не стал исключением. Сегодня, дизайнеры часто прибегают к данному виду оформления, чтобы выделить свои работы на рынке.

Прежде всего стоит сказать, что подобное оформление подойдет не для каждого проекта.

Например, для страниц официальных структур государства, музеев, банков, исторических сайтов и галерей ампир будет лучшим выбором.


Фирменный стиль Тинькофф оформлен в ампир

Дизайн в стиле ампир в первую очередь выражает премиальность и престиж представленного бренда.


Дизайн логотипа бара для премиум сегмента

Цвета и формы

Не стоит использовать большое количество цветов, лучше сосредоточить внимание на двух из следующих основных оттенков:

  • золотые,
  • изумрудные,
  • темно-синие,
  • красные
  • белые цвета

Они наиболее соответствуют данному виду оформления с создают особую атмосферу.

Использование военной атрибутики, изображений скульптур Древнего Рима, мифологические мотивы – все это приветствуется при создании графического или веб-дизайна с элементами ампир.


Логотип с военной атрибутикой

Но чаще всего стиль ампир в графическом дизайне выражается в использовании античного орнамента и геометрических текстур.


Пример текстуры из античного узора


Дизайн виньеток в стиле ампир

Шрифты

Шрифт имеет крайне большое значение. При проектировании дизайна необходимо использовать лишь строгие шрифты, без лишних элементов и прикрас.

Стоит применять жирные линии для подчёркивания особо важных моментов в тексте, это придаёт тексту особую значимость и говорит о серьезном настрое на сотрудничество или работу.


Пример типографики в стиле Ампир

Для заголовков и элементов логотипа могут использоваться графичные шрифты с чертами, характерными всему стилю ампир.

Пример графичного шрифта в стиле Ампир

Стиль ампир в моде

Ампир нередко используется в современной моде, причем представителями обоих полов. Чаще всего одежу в таком стиле надевают на торжественные дни, но иногда и в повседневной жизни.

Обычно «имперский наряд» выбирают люди, желающие подчеркнуть элегантность своего тела, любовь к эстетике и деловитость.

Зачастую человек, который так одевается, весьма спокоен и холоден, он не привык терпеть неудобства и невежество. Светские леди и их мужья часто обращаются к эпохе XIX века при выборе костюма, к образам полководцев и фрейлин той эпохи.


Платье 19 века в стиле Ампир


Вельветовое платье в стиле Ампир

Женские одеяния данной эпохи отличаются особой роскошью. Практически всегда это платье с открытыми плечами, глубоким декольте, золотыми вставками, завышенной талией, блестками и стразами. Эти черты присущи и современной моде.


Плате в стиле Ампир (Broke Collection – Vogue)


Прозрачное кружевное платье в стиле Ампир (Broke Collection – Vogue)

Платья в стиле ампир так же легки и элегантны одновременно.


Элегантное черное платье в стиле Ампир

В интерпретации на каждый день, платья в стиле ампир чаще всего имеют греческий силуэт.


Платье силуэта Ампир в деловом стиле


Легкое романтичное платье силуэта Ампир

Эссенцией ампира в современной моде считается белое платье невесты на свадьбе.


Свадебное платье в стиле Ампир

Серебро и бронза в стиле Ампир

Императорский стиль как нельзя лучше подошел изделиям из бронзы. Их формы отличаются простотой, поверхность тонирована патиной, а декор походит на античные фрески: головы или фигурки, напоминающие камей в окружении завитушного узора, подлинных символов, переплетенных рогов изобилия. Орнамент исполнен безупречно, поддерживая статус Empire.

Подсвечники, вторая половина XIX века.

Подсвечники выполнены в стиле ампир из патинированной бронзы. Основная форма как нельзя лучше передает античные колонны. Стволы подсвечников украшены изящной капителью, а резьба по подсвечнику позволяет отсветам огня играть по вырезанным дорожкам. Головы льва, лежащие в основании, олицетворяют связь прошлого и будущего, являясь наиболее типичным атрибутом египетской культуры.

Шикарны бронзовые люстры в стиле Ампир. Крупные, более метра в высоту, они состояли из множества подсвечников и рассчитаны были на огромные залы. Декоративность, скульптурные элементы делали предмет не столько утилитарным, сколько произведением искусства.

Люстра из двенадцати рожков. Фарфор, золоченная и патинированная бронза. Париж, 1895

Предметы из серебра этого периода нередко копировали форму и рисунки мраморных изделий и керамики древней Греции, Египта и Римской империи. К примеру, знаменитые Уорикская, Букингемская и Портлендская вазы, найденные в конце18-го века при раскопках в Греции, воплощаются в серебре и становятся объектами подражания для многих ювелиров. Утонченный, нередко плоский тесненный или гравированный декор первой половины Неоклассицизма, в изобилии сменился более крупными архитектурными мотивами и объемными литыми украшениями в античном духе: лавровые гирлянды и венки, листья аканта, головы и лапы орлов, лебедей, пантер, сфинксы, женские фигуры и маски, подобные древнегреческим. Отмечается возрождение геральдики, особенно заметное в английском серебре. Принципы архитектурных классических форм и пропорций ярко воплощаются в подсвечниках и канделябрах: популярные модели дорической, ионической и коринфской колонн, гладкие, рельефные, прямоугольные, многогранные, прямоугольные, напоминающие египетские обелиски. Серебряная столовая посуда по-прежнему сохраняет изящные очертания античных сосудов, но появляются, напоминающие глобус или тыкву, шарообразные предметы.

В производстве посуды широкое применение получают новые технологические методы обработки металлов, наилучшим образом подходящие для геометрических и симметричных форм, присущих Неоклассицизму. Это позволило значительно увеличить количество элегантной посуды из тонкого светлого серебра или посеребренных сплавов, поскольку спрос на подобную продукцию в имперский период небывало возрос. Листопрокатный стан семьи Бейтмена, производил большое количество тонких серебряных пластин, легко поддающихся резке, плавке, закручиванию и сгибанию. Подобных свойств и высокого качества пластины, только в сочетании с медью производились на предприятии в Шеффилде. Технологии постепенно распространились из Англии по всей Европе, затем в Америке.

Серебряное блюдо, в котором множественно повторен мотив рога изобилия. Christian Ludewig Kuhfeldt, Берлин, 1830 г.

Французский набор для масла и уксуса, выполненный из серебра и хрусталя. 1830 г.

Еще один набор из Льежа для масла и уксуса, сделанный из серебра со стеклянными графинчиками. 1830 г.

Классические модели французских серебряных соусников периода империи с ручками, сделанными в виде голов пантеры, грифона и лебедя. Около 1830 г.

Серебряная емкость для подачи овощных блюд. 1803 г.

Бранденбургская супница. Гладкая поверхность, приподнятые ручки, высокая крышка хорактерны для столового серебра имперского стиля. 1801 —1803 гг.

Серебряная, с прозрачной стеклянной вставкой конфитюрница и двенадцать ложек в наборе. Париж, около 1830 г.

Два кофейника с характерными для стиля Ампир туловами в форме античных ваз и основанием в виде треножника, литыми украшениями-пальметами, пунктирным узором по линии окружности горлышка и носиками, со стилизированой головкой льва и лебедя. Работа Д. Г. Гарро, Париж, 1819 — 1830 гг.

Серебряный самовар в стиле Ампир. 19-й век

Серебряный набор для чая и кофе работы Victor Saglier в стиле Ампир. Середина 19-го века

Емкость с крышкой в форме античной урны работы Jean Nicolas Boulanger. Изогнутые ручки украшены головками дельфинов. Серебро, стекло. Приблизительно 1810 г.

Серебряная конфитюрница работы Герберта Денуайе в виде треножника стремя крылатыми кариатидами. В наборе 12 золоченых ложек. Смешаны египетский и эллинский стили. 1820-1832 гг.

Самовар из золоченого серебра в египетском стиле, выполненный лондонскими мастерами Д. Скооттом и Б. Смитом в 1806 г. Три фигурки сфинксов поддерживают тулово самовара и опираются лапами на треножник

Трофейный кубок Данкастера из золоченого серебра, созданный Ребекой Имс и Эдвардом Баркардом в 1828 г. Вакханальные фигурки в орнаменте и змеевидные ручки нередко использовались как для выставочного, так и для домашнего серебра

Эскизы из альбома Херста для Шеффилдских пластин отражают образцы для подсвечников в форме дорической (слева), ионической (средний рисунок) и наиболее декоративной коринфской колонн.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]