Как выглядят чугунные радиаторы, знают все. Они по праву считаются долгожителями на отопительном рынке. Изобретенные в далеком 1855 году, они все еще пользуются популярностью у покупателей. Несмотря на огромный выбор импортных и отечественных радиаторов самых разных форм и конструкций, многие все равно останавливаются на чугунных моделях. Прослужив какое-то время, батареи начинают подтекать, хуже греют. Что лучше – поменять их или отремонтировать? Специалисты считают, что ремонт чугунных батарей имеет смысл. Если их привести в порядок, то замену можно отсрочить еще на несколько лет.
Конструкция и принцип работы чугунных радиаторов
Радиаторы имеют секционную конструкцию. По внешнему виду секции напоминают металлические колонны, внутри которых предусмотрены каналы для теплоносителя. Эти элементы соединяют между собой с помощью ниппельной системы. Стыки уплотняют паронитовыми или резиновыми прокладками. Высота приборов составляет 350-1500 мм, глубина достигает 65-500 мм. Мощность радиаторов зависит от количества секций и площади теплоотдачи. В помещениях батареи из чугуна размещают под подоконниками. Обычно крепления настенные – кронштейны, но существуют напольные модели на ножках.
В зависимости от модели чугунные радиаторы имеют мощность 100-300 Вт. Примерно 25-35% тепла передается с помощью излучения (радиации), часть – конвективным способом. Благодаря излучению прогрев более качественный: радиатор греет предметы, а не только воздух. Теплые слои воздуха поднимаются вверх, а излучение обеспечивает обогрев нижней части помещения. Так создается максимально комфортный температурный режим.
Что и почему может сломаться в радиаторе
Чугун хорошо переносит щелочную среду теплоносителя, слабо поддается коррозии и отличается высокой механической прочностью. Отопительные приборы имеют простую конструкцию и очень долговечны, поэтому поломки из-за банального износа металла – редкое явление. Яркий пример потенциально возможного срока службы – работающие дореволюционные батареи, сохранившиеся в домах некоторых петербуржцев. Но есть у чугунных батарей и слабые места, именно в них кроется «корень зла».
Самые распространенные причины неполадок в работе батарей
- Большой вес, громоздкость
Батареи из чугуна велики и тяжелы, что становится проблемой при монтаже. Малейшие недочеты в установке могут приводят к неисправностям при эксплуатации. Если не позаботиться о достаточном количестве мощных кронштейнов, батареи может со временем перекосить, что тоже приведет к негативным последствиям.
- Недостаточная устойчивость к высокому давлению и гидроударам
У чугуна хорошие технико-эксплуатационные характеристики, но нагрузка, которую способны создать отечественные теплосети, может оказаться слишком большой. Из-за гидроударов возможны протечки в местах соединения секций.
Вместе с горячей водой по трубам циркулируют посторонние примеси, мелкие частицы грязи, ржавчины, что приводит к засорам во внутренних каналах. Батареи нужно своевременно промывать, иначе неисправности в их работе неизбежны.
- Износ межсекционных прокладок и резьбовых ниппелей
Стыки всегда «фактор риска». Ниппели и прокладки служат гораздо меньше, чем чугун. Их нужно периодически заменять. После этого можно надолго забыть о проблемах с отоплением.
Признаки поломки чугунного радиатора отопления
- Комната плохо прогревается
Если во время отопительного сезона температура в помещении ниже привычной, уточните, как обстоят дела у соседей. Если у них нет жалоб, пора заняться отоплением. Возможно, обычная промывка каналов решит проблему.
- На радиаторе появился налет
Обычно он образуется в местах стыков. Причина – низкое качество теплоносителя. Когда прокладки изнашиваются, они пропускают жидкость. После высыхания остается налет, похожий на накипь.
Самый очевидный признак неисправной работы – появление протечек. Ремонт предполагает герметизацию и наложение металлического хомута. Если течей в радиаторе несколько, лучше заменить прибор.
Наиболее часто встречающиеся проблемы в чугунных радиаторах отопления
Прежде всего, необходимо очертить круг проблем, которые можно решить при помощи холодной сварки или клеящего состава при ремонте батарей отопления.
Традиционно самыми уязвимыми считаются чугунные батареи. Здесь многие проблемы заложены в самой конструкции и свойствах металла. Прежде всего, чугунное литье в отличие от стальных радиаторов или биметаллических батарей очень хрупкое. Да, чугун очень прочный, но одновременно и хрупкий материал – он способен выдерживать большое давление, при небольшом ударе может дать трещину.
Второй момент, это свойство чугуна – это пористый материал, что способствует образованию на внутренней поверхности кратеров и постепенному разрушению стенки.
Третье, при сборке современных радиаторов секции соединяются при помощи внутренних гаек-стяжек, а пространство между секциями обрабатывается специальным составом, который надежно цементирует соединение. В недавнем прошлом, для герметизации этих соединений использовался лен и железный сурик, что со временем приводило к нарушению герметичности соединения.
Так что исходя из вышеперечисленного наиболее часто встречаемые проблемы с чугунными радиаторами это:
- Нарушение герметичности секции батареи после механического воздействия – удара с внешней стороны или резкого повышения давления с внутренней стороны;
- Течь по телу радиатора из-за образования отверстия в стенке из-за коррозии металла;
- Нарушение герметизации точек соединения секций радиатора, точек подвода труб, гаек-заглушек.
Что касается других видов радиаторов, то подобные проблемы в них встречаются реже, здесь чаще всего причиной повреждения тела секции выступает коррозия металла или механическая деформация стенок при замерзании батареи, когда вода, замерзая, разрывает металл.
Ремонт чугунных радиаторов своими руками
Обычно место протечки определяют без труда. Если же возникают сложности с диагностикой, радиатор снимают, погружают в ванну с водой и следят за появлением пузырьков воздуха. Место, из которого они поднимаются, не герметично. Когда подтекающий участок определен, следует подготовить материалы и инструменты:
- тонкий металлический трос;
- замазка;
- кусок ткани;
- металлический хомут или что-то, способное его заменить: изолента, проволока и т.п.
Порядок работ
- Застелите пол клеенкой, сверху положите ветошь, которая впитает лишнюю влагу.
- Тонким тросом зачистите подтекающий участок радиатора до металла, обезжирьте любым растворителем или бензином.
- Замажьте течь. Замазку нанесите на полосу ткани и плотно намотайте на поврежденный участок в несколько слоев. Если в качестве замазки используются металлический порошок или эпоксидная смола, то достаточно сделать 2-3 слоя. Если цинковые белила – 4-5. В качестве замазки также применяют холодную сварку. Для нее ткань не нужна.
- Наложите металлический хомут на замазку, стяните болтами и гайками. Следите, чтобы соединение было со стороны, противоположной течи. Если вместо хомута используется изолента, намотайте ее в несколько слоев и закрепите проволокой.
Ремонт чугунных батарей не сложен, не требует особых знаний и навыков, но если есть сомнения в своих силах или протечка действительно серьезная, лучше обратиться к специалистам. Старые радиаторы, которые не раз давали течи, имеет смысл заменить, иначе их ремонт станет постоянным занятием в течение каждого отопительного сезона.
Ремонт своими руками
Не во всех случаях нужна помощь аварийной бригады. Иногда справиться с ситуацией по силам и домашнему мастеру. Для того чтобы заделать образовавшуюся протечку, воспользуйтесь известными способами.
Как устранить течь между двумя секциями
Определить, откуда именно сочится влага, порой бывает очень сложно, так как вода заливает большую площадь. Приходится вытирать жидкость, пытаясь обнаружить свищ или трещину. Как только это удалось сделать, запорные вентили перекрываются. Но остаточное давление все равно сохраняется. Чтобы его стравить, откройте кран Маевского, расположенный на торце отопительного устройства.
Убедившись, что вода перестала сочиться, приступайте к ремонту:
- Поверхность поврежденного участка тщательно очищается металлической щеткой или крупной наждачной бумагой от грязи, ржавчины, краски.
- После этого наносится эпоксидная мастика, состоящая из двух компонентов: отвердителя и разбавителя, которые смешиваются непосредственно перед применением. Можно воспользоваться «холодной сваркой». Она бывает в виде «колбаски» или в наборе из двух тюбиков, содержимое которых перед нанесением тщательно перемешивается. «Колбаску» необходимо тщательно размять, так как она состоит из двух частей: отвердитель находится внутри наполнителя. При разминании два компонента смешиваются между собой, образуя однородную массу. Чтобы состав не лип к рукам, его предварительно смачивают под краном.
- После установки пломбы она должна хорошо просохнуть. Только тогда разрешается открыть запорные вентили для восстановления движения теплоносителя. Нельзя замазывать трещину под давлением.
Есть еще один способ — «дедовский». Если подтекание капельное, на тряпку насыпают пару щепоток обыкновенной поваренной соли. Тряпку обматывают вокруг поврежденного участка. Соль обязательно должна с ним контактировать. Через несколько дней тряпка будет сухая.
Цены на холодную сварку
Трещина в батарее
Данная неисправность встречается редко, но волосяная трещина в одной из секций может стать причиной, по которой течет радиатор отопления.
Проблема решается так же, как и при устранении протечки между соседними элементами батареи:
- Перекрывается магистраль.
- Стравливается давление.
- Поврежденный участок зачищается и покрывается ремонтным составом. Эпоксидка по металлу предпочтительнее, так как она сохнет 3-5 минут. Перед нанесением берется необходимое количество эпоксидной смолы. В нее добавляется несколько капель отвердителя. Состав тщательно перемешивается и наносится на трещину или свищ. «Холодная сварка» будет схватываться 2-3 часа.
Видео: ремонт батареи отопления
Подготовку к новому отопительному сезону начинаю сразу же, как заканчивается предыдущий. Сначала осматриваю радиаторы на предмет выявления ржавчины и подтеков. Летом приступаю к ремонту, если такой требуется. Обычно обхожусь собственными силами, и работы ограничиваются лишь заделыванием холодной сваркой и подкрашиванием. Был случай, когда вылезла резиновая прокладка на соединении двух секций у новой батареи, тогда вызывала мастера для ее замены. А вот хомуты считаю временной мерой, которая применяется, когда нельзя отключить отопление и заменить секцию или всю батарею. Летом всегда меняю проблемный участок, чтобы ненароком на следующий отопительный сезон не затопить соседей.
Большое спасибо за полезный сайт!)
каков размер прокладок?( внутрений диамер и наружный ? какова толщина прокладок отдельно из резины и отдельно из паранита?Я себе пытался найти прокладки для ремонта и не нашел.Ни в нашем поселке ни в райцентре. Сейчас сделал высечку и буду пытатся делать из автомобильных камер.
Чтобы ремонт не стал форс-мажором, лучше проводить диагностику и обслуживание системы пока отопительный сезон не начался
Оптимальное время для начала ремонта батарей отопления в квартире — теплое время года. Отопительный сезон уже закончился, новый еще не начался, и вы без спешки можете выполнять реставрацию поврежденного прибора. Однако неприятности нередко случаются тогда, когда их вовсе не ждешь. Так, прорвать батарею может в зимний период. Хорошо, если в это время кто-то будет дома, тогда можно быстро среагировать и не допустить затопления соседей снизу. Если поломка случилась в отопительный период, понадобится много сил и терпения на восстановление. На некоторое время придется отключить подачу тепла и пожить в несколько неуютной обстановке. Также важно предупредить соседей о предстоящих работах и попросить их быть терпимее, ведь все вы хотите скорее получить прежние комфорт и уют.
Если ремонт батарей отопления не терпит промедления, не мешкайте и приступайте к починке. От оперативности и продуманности действий зависит количество потраченных сил и средств.
Если вы не отличаетесь проворством и не знаете, как отремонтировать батарею отопления самостоятельно, лучше прибегнуть к помощи профессионала. Однако если вы имеете необходимый набор инструментов и желание своими руками восстановить повреждение — беритесь за дело. Прежде только следует разобраться в особенностях различных видов радиаторов.
Устранение протечек в местах соединений
Очень часто теплоноситель начинает протекать там, где стыкуются какие-то элементы — например, соединяется труба и радиатор. Причин тому может быть довольно много. Чаще всего проблема заключается в износе материала, с помощью которого уплотнялась резьба при монтаже.
Если теплоноситель не бьет фонтаном, а лишь слегка подкапывает, и при этом у вас по какой-то причине нет возможности остановить отопительную систему для проведения полноценного ремонта, то можно попробовать следующий способ. Накапайте небольшое количество спирта на паклю, которой обмотано место соединения. Затем нанесите туда же клей БФ.
При взаимодействии со спиртом он станет жидким и сможет затечь внутрь соединительного элемента, а затем там затвердеет. Но минус такого метода заключается в невысокой надежности. К тому же, когда-нибудь потом вам придется очень долго и мучительно разбирать такое склеившееся соединение.
Поэтому все же желательно обеспечить себе возможность нормального ремонта. Он заключается в том, чтобы разобрать протекающее резьбовое соединение, а затем заново его собрать, сделав более качественным. Естественно, данная процедура может осуществляться только после прекращения подачи теплоносителя в ремонтируемый сегмент системы.
- Аккуратно открутите гайку. Делать это нужно медленно, чтобы не повредить резьбу.
- Когда поверхность резьбы освободится, удалите с нее все уплотнители, которые использовались при монтаже. Как правило, это пакля или ФУМ-лента. Не забудьте произвести очистку и от герметика. Можно пройтись пару раз наждачкой, доведя чистоту резьбы до идеала. В завершение желательно обезжирить поверхность с помощью ацетона или тому подобных средств.
- Далее все сделайте в обратном порядке. Накрутите новую ФУМ-ленту, сверху обмотайте льняной паклей, смажьте все это дело качественным герметиком и соберите соединение. Закручивание гайки необходимо производить не менее аккуратно, чем раскручивание. Особенно это касается старых радиаторов, где элементы уже «дышат на ладан».
Если ваша отопительная система обустроена современным образом — то есть для соединения элементов используются специальные фитинги — то работа осуществляется гораздо проще. Прессовые разновидности можно просто поджать, резьбовые — подкрутить. Если же трубопровод (и, соответственно, фитинги) сделан из полипропилена, то в этом случае выход один — вам придется удалить протекающий участок и заменить его новым.
В случае возникновения протечки в местах соединения секций радиатора проблема обычно заключается в деформации или износе уплотнительной прокладки. В идеале, этот элемент необходимо заменить на новый. Для этого батарею нужно разобрать на секции — пошаговая инструкция по проведению данной работы есть на нашем сайте. Для разборки вам понадобится специальный сантехнический ключ и довольно много терпения, но выполнить все действия вполне реально.
После того как отсоедините секции друг от друга, зачистите места соединений от всех загрязнений — естественно, изначально удалите все старые уплотнительные материалы. Затем поставьте новые прокладки. Лучше брать не резиновые и не силиконовые, поскольку они не слишком хорошо переносят высокие температуры и, в итоге, не так уж долго служат. Оптимальным вариантом является паронит, который будет отлично справляться со своими функциями долгие годы.
После установки новых прокладок соберите радиатор обратно и подсоедините его к системе. Если при разборке вы обнаружили, что проблема заключается не в уплотнителе, а в повреждении самой секции, то оптимальным вариантом будет ее замена.
Рекомендуем прочитать:
При отсутствии возможности разобрать соединение можно произвести все то же заклеивание описанным выше методом. Перед началом работы обязательно зачистите ремонтируемый участок от загрязнений и краски. Процедура устранения неполадки выполняется точно так же: мажем участок клеевым составом, плотно наматываем полосу ткани, снова мажем и т. д., в конце затягиваем края хомутами.
Вместо обычной эпоксидки можно использовать специальные средства, которые называются холодной сваркой. Работа с ними осуществляется примерно так же. Некоторые составы можно использовать даже на влажных поверхностях, то есть в том случае, если нет возможности остановить подачу теплоносителя.
Холодная сварка может быть жидкой и твердой. В первом случае работа осуществляется по тому же принципу, что и с обычным эпоксидным клеем. Во втором случае средство разминается, а затем используется, как замазка. При его применении обязательно надевайте перчатки, поскольку состав является химически активным и может негативно воздействовать на кожу.
Независимо от того, каким средством вы производите заклеивание протечки между секциями, помните о том, что данное решение является временным. После окончания отопительного сезона вам все же будет необходимо заняться этим вопросом более серьезно, разобрать соединение и устранить неполадку. Успехов!
Виды радиаторов
Материал, из которого изготовлен радиатор влияет на способы ремонта и обслуживания
Приведем основные типы радиаторов и опишем их особенности.
Чугунные секционные батареи — долговечный и повсеместно известный вид. Они прочные, надежные и теплоемкие. Не подвержены действию коррозии. Качество воды, циркулирующей по ним, не имеет значения. Из-за большого веса такие отопительные приборы сложно устанавливать и обслуживать. В таких батареях межсекционные прокладки часто изнашиваются, в результате чего образовывается течь.
Алюминиевые батареи — характеризуются эстетичным видом, небольшим весом и высокой теплоотдачей. Однако имеют характерные недостатки: качество воды имеет значение и возможны повреждения при скачках давления. Если накопились химические примеси обогревающей жидкости, ремонт алюминиевых радиаторов отопления невозможен. Когда в помещении постоянно следят за качеством воды, тогда возможна установка алюминиевых моделей.
Стальные батареи — отличаются небольшим весом и высокой теплоотдачей. Не рекомендуется устанавливать такие модели в домах с централизованной подачей тепла, поскольку они подвержены коррозии и имеют малый срок эксплуатации.
Биметаллические радиаторы — характеризуются приятным внешним видом и коррозионной устойчивостью. Они обеспечивают высокий уровень теплоотдачи и рассчитаны на высокое давление (до 40 атмосфер). Ремонт биметаллических радиаторов отопления своими руками позволяет устранить течь, заменить прокладки, наладить или заменить регуляторы и промыть/прочистить трубы.
Выбор отопительного прибора
Подбор осуществляется исходя из следующих факторов:
- этажность и расположение комнаты;
- определяется необходимость запорных и регулирующих элементов;
- материал труб;
- температурный режим системы;
- выбор схемы установки;
- разводка отопительной системы;
- регион проживания.
Кроме того, при выборе нужно учесть габариты батарей. Подсчитав количество секций, можно приступать к установке отопительного прибора. Продавец-консультант, исходя из размеров комнаты, подскажет необходимое количество секций. Однако вы и сами можете выполнить такие расчеты. Если в квартире высота потолков не более 3 м, тогда 1 секция обогреет 2 кв. м. Если в ходе вычислений вы получаете не целое число, округлите его в большую сторону.
Распространенные причины неисправностей радиаторов
- Неправильный подбор модели. От диаметра труб, давления и температуры теплоносителя зависит выбор типа батареи.
- Ремонт радиаторов отопления может стать следствием неверного подсоединения к трубам.
- Если в теплоносителе присутствует большое количество химических примесей или перепады давления случаются слишком часто, металл батареи подвергается коррозии.
- Низкокачественная вода способствует формированию налета на стыках секций радиаторов, а также засоряет трубы, что влечет за собой необходимость прочистки.
- Ремонт отопительных батарей часто необходим из-за разрушения резьбовых ниппелей. Чтобы течь не застала вас врасплох, важно систематически менять прокладки.
- Шум батареи — если вы услышали щелчки, это не всегда говорит о неисправностях. Однако лучше вызвать бригаду сантехников, которые проведут звукоизоляцию.
- Воздушные пробки образуются из-за низкого давления или по причине протекания труб.
- Из-за накипи в котле и течи на стыке труб падает давление.
Чем заклеить радиатор отопления
Чем заклеить радиатор отопления
Чудесным образом, проблема с алюминиевым радиатором отопления, возникла когда по всей России даванули морозы. Мало того, радиатор потек глубокой ночью. Несколько раз просыпался ночью от того, что радиатор отопления шумит. Еще подумал, что это не спроста и очень похоже на разгерметизацию. Увы, я не ошибся — по утру под батареей на ламинате, была приличная лужа. Первоначально подумал, что проблемы связаны с краном, но потом обнаружил на боковой поверхности радиатора вздутую краску из под которой сочилась вода.
Определить место протечки удалось по вздутой краске
Удалив вздувшуюся краску при помощи плоской отвертки, увидел причину утечки — два небольших отверстия.
Два отверстия в левой секции радиатора
Скорее всего, микроскопической отверстие появилось давно, так как еще год назад, именно от этой батареи исходил шум, похожий на пощелкивание. Я все грешил на поврежденный кран Маевского, но даже после замены крана шум не прекратился.
Ремонт чугунных радиаторов отопления
Ремонт чугунных батарей отопления имеет особенности
Существует особенность починки чугунных радиаторов. Большинство из них устанавливались в советское время, потому открутить их заглушки — трудновыполнимая задача. В те времена для герметизации применялись веревки, пропитанные масляной краской. Со временем они затвердели, потому стык сначала нужно прогреть, чтобы разобрать соединение.
Если под батареей образовалась лужица воды, и в комнате повысился уровень влажности, значит, самое время устранять течь. Если прорыв небольшой, применяется хомут, который фиксируется до необходимой плотности. Если такового нет под рукой, используйте резиновую прокладку, обмотав место протекания несколько раз.
Холодная сварка также отлично справляется с небольшими отверстиями. Отрежьте небольшой кусок “пластилина”, разомните руками до однородной консистенции и прилепите к месту протекания.
Еще один “химический” способ — на бинт нанести эпоксидный клей. Батарея перестанет течь, как только клей схватится.
Быстрый ремонт батареи отопления своими руками возможен и при помощи герметика. Он стойкий к повышенной температуре и не испаряется.
Все перечисленные методы реставрации не долгосрочны. В любом случае стоит обратиться к специалистам, которые либо заменят старое устройство на новое, либо проведут сварочные работы.
Устранение свища
Любая поломка возникает из-за причины. Свищ на трубах обогревательной системы или на радиаторе не является исключением. Если на деталях теплосети возникло маленькое пятно коричневого цвета, то не думайте, что это просто слезает краска. Это начало необратимого процесса. Но если вы знаете, как убрать свищ в чугунной батарее, то сможете предотвратить разрушение и продлить ее срок использования.
Причины возникновения коррозии:
- учитывая постоянное увеличение стоимости коммунальных услуг, некоторые ради экономии электричества подсоединяют нулевой кабель к отопительному контуру. Токи движутся по трубам методом теплоносителя и провоцируют возникновение коррозии. Спасти данную ситуацию может только соответствующая служба, которая найдет нарушителя и сделает ремонт;
- высокий уровень кислотности воды наносит вред даже устойчивому к коррозии чугуну;
- прошел срок эксплуатации батарей, или отложения на их стенах нанесли вред металлу. Даже маленький свищ или трещина под влиянием напора воды поспособствует тому, что батарея разорвется, и из нее потечет горячая вода. Если чуть-чуть батарея капает, то можно использовать хомут. Если бежит данным ручейком, лучше применить двухсторонний зажим.
Рекомендуем: Какие бывают регуляторы для радиаторов центрального отопления?
Если теплоноситель порвал место, где присутствует свищ, то появляется вопрос, можно ли заварить батарею? Обычно срочной помощью является холодная сварка. Но даже если она восстановила герметичность, нужно вызвать мастеров из теплосети, чтобы они проверили состояние отопительного оборудования.
Ремонт чугунных батарей можно сделать самостоятельно с помощью инструментов и нужных материалов, но при условии обнаружении некритичных поломок. Холодная сварка является легким и быстрым способом восстановить отопительный прибор, но даже он не даст гарантию, что в будущем ничего ужасного не произойдет. Чтобы удостовериться, что отопительное устройство и все его детали будут служить долгое время и не нанесут вреда людям, необходимо или полностью заменить отремонтированный прибор после завершения холодного сезона, или вызвать мастеров, чтобы они проверили его стабильную и надежную работу.
YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your quota.
- Похожие записи
- Как установить отопление на балконе от центрального отопления?
- Какова норма температуры воды в батареях центрального отопления?
- Какие выбрать батареи центрального отопления?
- Как работают солнечные батареи для отопления дома?
- Какие характеристики имеют радиаторы центрального отопления?
- Какое давление в батареях центрального отопления?