Конструктивизм в интерьере (50 фото): красивые дизайн-проекты квартир


Стиль конструктивизм зародился в 30-х годах ХХ века. В архитектуре и дизайне интерьеров образовалась острая потребность в функциональном, простом и практичном направлении стиля. Дизайнеры поддержали эту идею, в свою очередь, добавив конструктивизму особой эстетики. На сегодняшний день он является самым популярным среди стилевых течений.

Гостиная-кухня в стиле конструктивизм

Доминанта конструктивизма – это его предельный рационализм во всем, никаких витиеватых орнаментов, сложных узоров или замудренных линий. Суть конструктивизма заключается в строгости геометрических форм, в четкости цветового разделения и, конечно же, в практичности материалов.

Все чаще активная молодежь, стремящаяся подчинить жизнь определенному распорядку, отдает предпочтение именно конструктивизму, при этом абсолютно не лишая себя права на оригинальность. Сдержанность обстановки не является свидетельством скупости ни материального, ни психологического плана. Даже наоборот, это показатель высокого духовного мира владельцев квартиры.


Черно-серый интерьер в стиле конструктивизм


Бежево-коричневая гостиная в стиле конструктивизм

Общие характеристики стиля

Декор в конструктивизме не просто так крайне сдержан, он стремится к абсолютному избежанию бессистемности и лишней пестроты. Данный стиль послужил основой для ответвления такого направления стиля как хай-тек. Главная его цель – это многофункциональность возможностей, при сохранении общей строгости линий и форм, что легко достигается с помощью результативного конструктивизма в мебельном производстве, а также новомодной встроенной мебели последних моделей.


Гостиная с камином в стиле конструктивизм


Гостиная-кухня в доме в стиле конструктивизм


Двухэтажное здание в стиле конструктивизм


Бежевая стенка в гостиной в стиле конструктивизм


Просторная гостиная в стиле конструктивизм

Стиль конструктивизм сегодня

Стиль конструктивизм – это просторные комнаты, не перегруженные мебелью, а наоборот, сведение их к минимуму. То же касается стен и перегородок, для разделения помещения на зоны предпочтительно использовать передвижные ширмы.

Цвета, которые используются в конструктивизм – белый, чёрный, серый, металлический, красный и жёлтый. Абсолютно исключены орнаменты или лепнина. Данный стиль для декорирования помещения иногда использует яркие покрытия как акценты или освещение. Мебель всегда проста и удобна, имеет прямые линии и четкий контур.

Освещение

В конструктивизме в первую очередь ценится естественное освещение. С этой задачей хорошо справляются большие оконные проемы. Поэтому здесь, как нельзя кстати будут панорамные окна или окна в пол, большое окно с дверью и возможностью выхода на террасу или балкон. Шторы для данного стиля абсолютное табу, на крайний случай можно повесить легкие жалюзи или рольшторы. При распределении искусственного света главным требованием будет его целесообразность.


Черно-белая гостиная в стиле конструктивизм

Люстра, как и все остальные осветительные приборы должны располагаться там, где они больше всего нужны, где без них не обойтись. Светильники, люстры и бра обязаны иметь только правильную геометрическую форму, без перебора и чрезмерного пафоса.


Люстра и точечное освещение в гостиной-кухне в стиле конструктивизм


Точечное освещение в гостиной с камином в стиле конструктивизм


Черные люстры в столовой в стиле конструктивизм


Подсветка над фартуком в интерьере кухни в стиле конструктивизм

Прихожая

В прихожей устанавливают шкаф для хранения вещей и обуви. Открытые полки в нем исключаются, так как это не будет соответствовать правилу «систематизации» при хранении. Стены оклеивают обоями: светлыми в больших прихожих и темными в маленьких. От комода рекомендуют отказаться, как от лишнего интерьерного объекта. Вместо него устанавливают высокое зеркало в пол с простой рамой (возможно яркого цвета, как акцент). Если комод все же присутствует, то выбирают навесную модель, которая добавит в интерьер оригинальные нотки. Скамеечку или два низких табурета для переобувания выбирают контрастных оттенков.

Цветовое решение в стиле конструктивизм

Обычно в цветовой палитре конструктивизма преобладает однотонность. При этом сохраняется право на смелые и яркие акценты. Самые популярные варианты: сочетание светло-серого или белого с черным, красным, серым темных тонов, салатово-зеленым цветом. Как правило, могут доминировать три оттенка, излишний перебор способен лишить интерьер цельности. Каменная кладка или древесный рисунок в стиле конструктивизм будут смотреться скорее как пришельцы, вместо задуманного основного фона станут отдельным ярким и абсолютно нежелательным объектом.


Черный, коричневый и белый цвета в интерьере в стиле конструктивизм


Коричнево-серый интерьер в стиле конструктивизм Белые интерьеры в стиле конструктивизм


Бело-коричневый интерьер в стиле конструктивизм


Разноцветные акценты в уютной гостиной в стиле конструктивизм

Особенности стиля конструктивизм в интерьере

Основные характеристики конструктивизма в интерьере – сдержанность форм и функциональность помещений. Стиль довольно строгий, не терпящий «украшательств» и всевозможных излишеств. Все детали интерьера должны работать как единое «чистое» пространство практически не имеющее разделения на функциональные зоны. Многим это направление покажется скучным. Четкие правила компоновки и цветовых решений, никаких мягких форм и дополнительных элементов. Даже декоративный текстиль или ваза на столе смотрятся «чужими» в этом стиле интерьера. Но любимый молодыми и динамичными людьми стиль хай-тек, произошел и впитал в себя идеи именно конструктивизма. Более того, скандинавский стиль интерьера также использует некоторые аналогичные приемы создания гармоничного пространства.

Отделочные материалы

Конструктивизм не потребует от вас больших финансовых вливаний, так как для интерьера используются самые недорогие материалы, такие как стекло, пластик и металл. Ведь основной целью стиля является не внешний вид, а удовлетворение реальных потребностей заказчика. Эстетическая сторона конструктивизма достаточно неординарна. Ноты элегантности, тем не менее, прослеживаются, их вносят поверхности из стекла, хромированные детали, экстравагантный текстиль, а также яркие акценты. Лаконичность во всем свойственна только независимым стилям, таким как конструктивизм.


Ламинат и краска в отделке гостиной в стиле конструктивизм


Черные стены в гостиной в стиле конструктивизм


Белые стены в зоне отдыха с бассейном


Разноцветные стены в гостиной в стиле конструктивизм


Полосатые яркие обои в кабинете в стиле конструктивизм

Выбор мебели

Мебель должна быть удобной и функциональной. Она должна выполнять свое назначение: за столом кушают, на стульях сидят, на диване смотрят телевизор, на кровати спят. Для полок используйте ниши, установив там подсветку.

В мебели не допускаются какие-либо орнаменты или иные декоративные элементы. Если на диване лежит плед, то не ради красоты, а из-за необходимости.

Материалом для мебели может служить не только дерево, но и пластик, и металл.

Разделение пространства

Идеальное распределение свободного места в конструктивизме исключает деление его на комнаты, оно подразумевает только зонирование помещения с помощью мебели и цветовой палитры. Ну а самым характерным аспектом этого стиля является пустое пространство, наполненное дневным светом, минимализм и большое количество воздуха.


Разделение пространства в кухне-столовой в стиле конструктивизм


Коричнево-оранжевая кухня в стиле конструктивизм Столовая в доме в стиле конструктивизм Кухня-столовая в стиле конструктивизм


Квартира-студия в стиле конструктивизм

Кухня

Кухня в стиле конструктивизм просторная и не выставляет на показ полки с посудой. Все шкафчики, техника и гарнитура скрыта под панельными фасадами, окрашенными в один цвет. Рабочая поверхность должна быть пустой, никаких деталей или предметов бытовой техники – кухонный комбайн или чайник недопустимы.

Раковина для мытья посуды прямоугольной формы, столешница на рабочей поверхности из камня – такая кухня не останется без внимания. Стол и стулья должны иметь прямые и четкие формы, можно установить небольшую барную стойку, но при это не забывать следовать особенностям стиля конструктивизм. Этот стиль удобен тем, что любые новинки 2021 года с легкостью встраиваются в уже готовую кухню.

Мебель и ее предыстория

В этом деле нельзя недооценить заслугу мебели и ее правильную расстановку, благодаря которой она становится монолитной, как будто она одно целое с помещением. Корпусная мебель словно вырастает из стен, а столы и мягкая мебель плавно врастает в пол. Такой эффект достижим за счет использования четких геометрически правильных линий и форм, ну и за счет выдержки одного основного цвета.


Минимум мебели в комнате в стиле конструктивизм
В довоенное время люди относились к мебели как к роскоши. И неспроста, ведь ее украшали, как могли, всевозможной резьбой и самым экстравагантным орнаментом. Конструктивисты той эпохи предлагали совершенно иной взгляд на предметы мебели, отбросив все, что касается эстетической стороны, оставили лишь их прямое назначение. Так как производство того времени было максимально перегружено, учитывая, что после войны и революций многие люди потеряли свои дома, не говоря уже о бытовой стороне хозяйства. Поэтому народ нуждался в самых элементарных вещах: им необходим был стул, стол и кровать. Массовое производство стало возможным только после глобального изменения самой продукции, никакой лепнины и декоративных деталей. Мебель становилась просто мебелью. И несла только функциональную нагрузку. В современном мире конструктивизм легко узнаваем по бесчисленным полкам вдоль стен и обнаженности конструкций.


Серо-белая гостиная в стиле конструктивизм


Коричневая и серая мебель в интерьере в стиле конструктивизм


Белые полки в стиле конструктивизм


Черно-белая мебель в ванной в стиле конструктивизм

Мебель

Меблировку выбирают по принципу: чем проще, тем лучше. К каждой комнате достаточно функционального минимума, который будет использоваться по назначению, а не стоять «для красоты». Понятие о последней у конструктивизма тоже имеется свое. Она выражается в рациональности, строгости и стилевой сдержанности. Эдакое «взрослое» представление о прекрасном, контрастирующее с «юношеской» красотой романтизма или ярким очарованием прованса. В меблировке, как и в отделке превалирует пластик, который оттеняется металлом, стеклом и зеркалами. Поверхности гладкие, без рельефной фактуры. Обивка диванов и кресел с грубой текстурой из натуральных материалов или их комбинации с синтетикой.

Необходимость в простой мебели, которую в те времена производили массово, возникла на основе послевоенного дефицита. Чтобы типовая продукция и изготавливалась быстро, и стоила копейки, пришлось отказаться от всех изысков. По этой причине мебель выполняла только основные функции: на ней готовили, ели, спали, сидели, работали и отдыхали. Все прочие «изыски» были уделом буржуазного слоя, который презирали.

Потолок

Современный конструктивизм не очень отличается от стилевого направления 20-х – 30-х годов, его основной лозунг по-прежнему звучит как «минимализм и строгость». Но вот потолок претерпел некоторые видоизменения. В те времена не могли похвастаться натяжным потолком или потолком из гипсокартона, тем более многоуровневой формы. Но собственно и не удивительно, ведь прогресс еще не дошел до тогдашнего конструктивизма.


Черный потолок на кухне с островом в стиле конструктивизм


Красный, серый и белый цвета в гостиной в стиле конструктивизм


Белый потолок в гостиной в стиле конструктивизм


Разноцветный потолок в гостиной в стиле конструктивизм


Белый потолок в гостиной-столовой в стиле конструктивизм

Оформление пола, стен, потолка

Никакой лепнины и вычурных элементов неприемлемо в оформлении стен, пола и потолка. Всё сдержанно и лаконично.

Потолок

Для создания потолка в стиле конструктивизма можно воспользоваться натяжными потолками с глянцевой поверхностью. Все покрытия для потолочной части помещения должны быть ровными и гладкими.

Стильно и уместно применение глянцевого потолка в конструктивистском помещении

На потолке в буквальном смысле может отражаться рисунок стен. Полоски стенового покрытия могут органично перетекать на потолок.

В помещениях с высокими потолками уместно создание геометрических правильных конструкций. Для этого можно воспользоваться гипсокартоном, покрашенным в белый цвет.

Такое исполнение потолка подчёркивает приверженность к стилю

Стены

Ровное, гладкое покрытие на стенах так же приветствуется, как и на потолке. Основной цвет — белый, но возможны и другие оттенки — красный, жёлтый, синий.

Белый цвет — наиболее применимый в конструктивизме

Если хочется «оживить» стены каким-либо рисунком, то воспользуйтесь самыми простыми формами — прямоугольниками, широкими полосками, кругами.

В качестве материалов для стен используют краску или обои. Главное — не использовать цветочный или рисуночный принт (за исключением простой геометрии).

Количество стен минимизируют, их просто сносят, а для выделения тех или иных зон применяют перегородки, легко переносимые с места на место. На эти переносные элементы можно даже повесить пару-тройку фотографий или прибить небольшую полочку для комнатного растения.

Пол

Ламинат, линолеум, ковровое покрытие — самые подходящие материалы для отделки пола в стиле конструктивизм.

Линолеум, постеленный в кухне, отлично подходит для этого помещения

Обычные напольные коврики не вписываются в стилистику этого дизайна. Как вариант, можно постелить паркет светлых тонов.

Для кого подойдет такой стиль в интерьере?

В квартире с таким стилем хозяевам не придется отдыхать, конструктивизм наоборот настраивает и даже вдохновляет на рабочий процесс. Кроме этого обстановка мало-помалу подведет вас к желанию самопознания и развитию личностных качеств и свойств характера.


Бассейн в доме в стиле конструктивизм

Следующий тип людей, для которых близок будет стиль конструктивизм – это великие исследователи, неугомонные экспериментаторы или ученые. Огромным плюсом данного эксперимента является его малозатратность.

Стиль неплохо проявляет себя в помещениях любых размеров, даже самых маленьких. Его основной плюс – это лаконичность и простота, эти нехитрые качества позволят вдохнуть жизнь в самое тесное и захудалое пространство, наполнив его образ светом и комфортом.


Модная кухня с островом в стиле конструктивизм


Белая ванная комната в стиле конструктивизм


Яркие акценты в гостиной с камином в стиле конструктивизм


Черно-белая современная кухня в стиле конструктивизм

Отличительные особенности дизайна квартиры

Характерные черты оформления комнаты в стиле конструктивизма – функциональность помещений и предметов обстановки, а также сдержанный дизайн. Объект является единым пространством, все элементы которого взаимосвязаны и имеют практическое назначение. Ковёр нужен, чтобы закрыть холодный пол; кресел ставят столько, сколько человек в доме; лампу размещают там, где читают.

Акцент делается на высвобождение пространства. Вместительная мебель ставится вдоль стен или вешается на них, освобождая место на полу. Комнату зрительно расширяют, ставя зеркала, глянцевую мебель, используя однотонные светлые цвета для покраски стен, убирая перегородки и разбивая на зоны пространство.

Общие принципы создания интерьеров применяются для всех частей помещения, но дизайн комнат различного назначения имеет свои особенности.

Фабрики-кухни в стиле конструктивизма или кто занимался индустриализацией советского общества?

Анар ГАСИМОВ:

Первая волна модернизма, функционализма и конструктивизма захлестнула европейские страны и Советские Союз более 80-ти лет назад. В конце 20-х годов ХХ века архитекторы и дизайнеры-новаторы начали вносить разнообразие, модифицировать и придавать оригинальный вид сантехническим изделиям, посуде, мебели, одежде, интерьеру и новым зданиям. Многие новшества, преобразившие скучный быт вдохновением пионеров конструктивизма, и в наше время достойны подражания и восхищения.

Фабрики-кухни – первенцы советского конструктивизма

Ветер модернизма и функционализма пришел в Советскую Россию из Германии. Большевистское правительство усиленно зазывало в СССР немецких специалистов, они привозили с собой новые идеи и разработки, помогали реализовывать их и тем самым вносили свой вклад в строительство пресловутого коммунизма. Так, при подаче немецких коллег, в СССР в 20-30-е годы ХХ века зародился новый вид искусства – конструктивизм.

Это авангардистское направление преобразило изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектуру и даже советский интерьер. Граждане СССР начали смотреть на жизнь совершенно по-другому. Изменился первоначальный облик многих вещей и объектов. Они стали более строгими, геометрически-чёткими, лаконичными, монолитными и приобрели массовый унифицированный характер.

Необычными памятниками или первенцами советского конструктивизма можно считать Дворцы труда, Рабочие клубы, Дома-коммуны и фабрики-кухни. Последние заслуживают особого внимания, именно фабрики-кухни стали первым результатом коренного переустройства советского быта, который начался в послереволюционные годы.

Большевистское правительство освободило советских женщин от так называемого «домашнего порабощения». Товарищей-женщин призывали больше не тратить своё время на ведение домашнего хозяйства – готовку, стирку, мойку посуды и т.д.

По убеждению партийного руководства, женский труд требовал более эффективного применения, его необходимо было перенести из кухонь на производственные предприятия – фабрики и заводы. А кормить рабочий класс должны были не домохозяйки, а объекты общественного питания, те самые фабрики-кухни.

Они появлялись в советской стране, как грибы после дождя, их значительно укрупняли и механизировали: устанавливали машины для резки овощей, новое инженерное и сантехническое оборудование, посудомоечную технику.

Фабрики-кухни или «школы общественного питания» должны были вытеснить из советского общества «мещанскую» домашнюю еду, а также рестораны, частные забегаловки, трактиры, рюмочные и тому подобное. Причем, индустриализация советских кухонь была поручена немецким инженерам.

Однако специалисты из Германии проектировали в СССР не только фабрики-кухни, но и новые производственные, административные, жилые и другие здания. Одним из таких архитекторов-модернистов, оказавшихся в СССР, стал Бела Шефлер.

Специалисты немецкой компании PROFACTOR Armaturen GmbH провели собственное исследование: подняли архивы, нашли старые публикации, исторические свидетельства и документы, которые проливают свет на судьбу немецких архитекторов – выпускников Баухауза, работавших в Советском Союзе в начале 30-х годов ХХ века.

Путёвка в жизнь

В начале 30-х годов ХХ века в Советском Союзе ежегодно возникали десятки промышленных городов. Энтузиазм зашкаливал, люди работали ударными темпами, жили в бараках, голодали и верили в лучшее будущее. Его фантастические очертания уже просматривались на чертежах архитекторов-модернистов. Они проектировали поселения в стиле конструктивизма – модного архитектурного направления в молодой стране.

Бела Шефлер был пионером конструктивизма в СССР, именно он возвел здание Музея истории Уралмашзавода и бывшую гостиницу «Мадрид» в Екатеринбурге, которые считаются образцом архитектурного конструктивизма 30-х г.г.

Бела Шефлер был выпускником знаменитой на весь мир германской Высшей школы строительства и художественного конструирования – Bauhaus (Баухауз), в переводе с немецкого «дом строительства». Все проекты талантливого выпускника дышали конструктивизмом. Советским властям нравились новаторские идеи молодого специалиста, к тому же он был «своим человеком», так как поддерживал и пропагандировал марксистскую идеологию.

Оказавшись в Москве, Шефлер получил так называемую «путёвку в жизнь» и был отправлен в Свердловск, ныне Екатеринбург, на стройку завода-гиганта Уралмаш. В 30-х годах немецкий эмигрант был чрезмерно востребован, находился на пике своей карьеры.

В советской России Шефлеру доверили спроектировать несколько промышленных, спортивных и административных объектов в стиле конструктивизма. Молодой архитектор наглядно демонстрировал свои знания, профессиональный опыт и способности, отточенные в Германии. Так родилась серия уникальных архитекторских проектов, некоторые из которых сохранились в Екатеринбурге до наших дней.

Шефлер стал автором ряда павильонов, специально спроектированных для уралмашевского стадиона, гостиницы «Мадрид», занимался архитектурным оформлением фасада заводоуправления Уралмаша, где по сей день располагается администрация предприятия. Однако здание Музея истории Уралмаш архитектора-модерниста. В начале 40-х годов Шефлера репрессировали и расстреляли, его имя стёрли из истории и забыли на десятилетия.

Скованные одной цепью

Школа Баухауз – колыбель европейского архитектурного конструктивизма. Этот стиль исповедовали и активно применяли на практике все педагоги и выпускники Баухауз. Они разрабатывали в конструктивистском духе жилые интерьеры, мебель, посуду, сантехнику и одежду. Это было чрезвычайно модно в первой половине двадцатого века.

Новаторскую школу в 1919 году основал Вальтер Гропиус – разработчик модернизма в архитектуре, он дружил со знаменитым архитектором Ле Корбюзье. Именно Гропиус привлек в школу талантливых педагогов. Так, профессором Баухауза был Василий Кандинский, основоположник абстракционизма в живописи. Он покинул Россию после революции и переехал в Германию, где принял немецкое гражданство. Кандинский преподавал в Баухаузе живопись на протяжении нескольких лет.

В 1928 году новым директором Баухауза назначили Ханнеса Мейера, а Бела Шефлер стал его любимым учеником. Мейера и Шефлера объединяли не только профессиональный интерес, наука, творчество, но и коммунистические идеи. Причем, марксистская идеология активно обсуждалась в стенах Баухауз.

В школе царили либеральные взгляды, многие преподаватели и студенты открыто симпатизировали коммунистам, участвовали на митингах, протестовали, осуждали набирающих силу фашистов. Последние, естественно, сразу невзлюбили Баухауз. Они называли архитектурную школу «рассадником коммунизма», и были правы! Некоторые ученики Мейера являлись профессиональными революционерами, к таковым относился и Бела Шефлер.

В своей тарелке

Бела родился в Минске в еврейской рабочей семье, его отец был инженером. В 1904 году вся семья Шефлеров переехала из Беларуси в Германию. В Гамбурге юноша окончил гимназию, потом школу декоративно-прикладных искусств и стал дипломированным столяром. Это мирное ремесло гарантировало стабильную и безбедную жизнь, если бы не политические веяния, доносившиеся из советской России.

Многие ремесленники и рабочие в Германии внимали большевистской пропаганде, они наивно верили, что в СССР победил коммунизм, и люди там живут счастливо. Смельчаки из Европы и Америки отправлялись в Россию за лучшей жизнью и бесследно исчезали.

Не зная, что на самом деле происходит в Советском Союзе, граждане Германии объединялись под марксистскими лозунгами, немецкая компартия набирала силу. Шефлера увлекла за собой эта воронка, он попал под большевистское влияние и начал активную политическую жизнь.

В 1922 году Шефлер вступил в немецкую молодежную организацию, копирующую ВЛКСМ – комсомол. Будучи активным комсомольцем, Шефлер начал сражаться на баррикадах Гамбурга под началом Эрнста Тельмана. Однако юноша быстро доигрался, его арестовали и посадили в тюрьму. Шефлеру повезло, заточение оказалось недолгим, через полгода его амнистировали.

Видимо, в тюрьме революционный пыл Шефлера остыл, у него было достаточно времени поразмыслить над своим будущим, и после амнистии он занялся повышением образования. Шефлер узнал, что одним из непременных условий приема в школу Баухауза является владение каким-либо ремеслом. Это условие было на руку профессиональному столяру! Он подготовился и сразу поступил на строительное отделение Баухауза.

Сблизившись с преподавателями и студентами Баухауза, Шефлер ощутил себя «в своей тарелке». Его окружали талантливые люди, разделяющие марксистские идеи. А директор школы Ханнес Мейер открыто проповедовал коммунистические взгляды, из-за чего навлекал на себя гнев национал-социалистических властей. В такой обстановке у Шефлера вновь проснулся революционный пыл, он подружился с директором школы, а в 1928 году вступил ряды Коммунистической партии Германии.

Побег в СССР

В 1930 году Шефлер завершил обучение в Баухаузе. Согласно архивным сведениям, полученным PROFACTOR Armaturen GmbH, выпускнику доверили первый крупный проект – жилой комплекс Лаубенганг, который предназначался для рабочих семей. Шефлер подошел к работе с размахом, он внедрил в жилой комплекс новаторские решения и спроектировал его в конструктивистском стиле.

Лаубенганг представлял собой 5 четырехэтажных зданий-блоков, в каждом из которых было по 18 квартир. Они отличались повышенной комфортабельностью и были вполне доступны по ценам. Жилой комплекс возвели быстро и стали заселять. Однако Шефлеру не суждено было увидеть своё детище, не говоря уже о получении благодарностей и наград.

К власти пришли нацисты и тут же архитектор-коммунист еврейского происхождения оказался в опале, его отстранили от работы и посоветовали покинуть Германию как можно быстрее. В тоже время нацисты уволили Ханнеса Мейера. Чтобы не быть репрессированным и продолжить профессиональную деятельность, бывший директор Баухауза решил переехать в Советский Союз и позвал с собой Бела Шефлера.

В феврале 1931 года Мейер и Шефлер прощаются с фашистской Германией и вместе отправляются в СССР, к ним присоединяются ещё несколько выпускников Баухауза. Через два года, 1933 году национал-социалисты полностью упразднили школу Баухауз. Весь преподавательский состав и студенты были вынуждены покинуть Германию, они разъехались по всему миру.

Специалистам PROFACTOR Armaturen GmbH стало известно, что архитекторы Баухауза возводили здания в стиле конструктивизма в Западной Европе, Америке и Азии. Их уникальные работы были включены в учебники по градостроительству, о них написаны многочисленные статьи и монографии. Однако о тех, кто работал в Советском Союзе, не было известно почти ничего. Хотя, в СССР приехала самая большая группа немецких студентов и преподавателей из Баухауза – 23 человека.

Отказ от немецкого гражданства и последствия

В Москве уже ждали и готовились к прибытию группы архитекторов из Германии. Немцев приняли очень радушно, сразу окружили повышенным вниманием, создали условия для работы и назначили на престижные должности. Бела Шефлер стал доцентом Всесоюзного архитектурно-строительного института (ВАСИ), он хорошо владел русским языком и поэтому легко вникал в работу. Советские граждане очаровали немецкого эмигранта, особенно подкупали их энтузиазм, патриотизм и желание бескорыстно работать во благо советской страны и коммунистической партии.

Партийные руководители всячески «обрабатывали» Шефлера, а чтобы убедиться в его лояльности к советскому строю, предложили отказаться от немецкого паспорта и стать гражданином СССР. Со своим еврейским происхождением Шефлер не видел будущего в фашистской Германии, он принял советское гражданство и тем самым «сжёг все мосты» к отступлению. Более того, в 1931 году Шефлер вступил в ряды ВКП (б) – Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и стал членом профсоюза.

Новоиспеченного гражданина СССР и члена ВКПб Бела Шефлера отправляют в Свердловск, ныне Екатеринбург, на стройку завода-гиганта Уралмаш. Несколько лет выпускник Баухауза работал над проектированием важных объектов, но сталинская машина репрессий уже была запущена, и Шефлер попал под её жернова.

Судьба молодого архитектора в Свердловске сложится трагически – его исключат из партии, уволят с работы и арестуют вместе с семьей, как «врага народа». В 1942 году, когда фашистская армия дойдет до Москвы, Шефлера признают агентом немецкой разведки и приговорят к высшей мере наказания.

Бела Шефлера реабилитируют посмертно в 1989 году, но имя пионера конструктивизма, увы, до сих пор пребывает в забвении. Если от фабрик-кухонь в современной России не осталось и следа, то любимые детища Шефлера – Музей истории Уралмашзавода и бывшая гостиница «Мадрид» в полном порядке. Они стали своеобразным памятником выпускникам Баухауза, перебравшимся из Германии в СССР и внесшим огромный вклад в развитие Советской России.

Текст — Густав РАЙШ, технический специалист немецкой компании Profactor Armaturen GmbH

Фото и иллюстрации из интернета

Посвящается Ольге К.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]