Каждый гражданин имеет конституционное право на благоприятные условия жизни, а оптимальная температура в квартире – составляющая комфорта. Центральное отопление обеспечивает уют в доме даже в лютые морозы. За качество работы систем обогрева отвечают службы ЖКХ, РСО или управляющие компании.
Холодные батареи во время отопительного сезона – прямое нарушение гражданских прав. Чтобы предъявить претензию, необходимо знать, когда именно включают отопление, и разобраться в некоторых нюансах организации обогрева жилых помещений.
Каким законом регулируется процесс обогрева жилых помещений
Отношения в сфере теплоснабжения помещений жилого фонда регулируется на федеральном уровне следующими законодательными актами:
- Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 №190-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг» № 354 от 06 мая 2011.
- ГОСТ 30494-2011 «Параметры микроклимата в помещениях» от 01.01.2013.
Вышеуказанные документы определяют отношения собственников и коммунальных служб, сроки начала и окончания отопительного сезона, а также правила предоставления и расчета коммунальных услуг.
Принципы централизованного отопления
Система централизованного водяного отопления – самый популярный вариант подачи тепла в многоквартирные дома. Поставка теплоэнергии производится от ТЭЦ по тепловым сетям и внутридомовым коммуникационным системам.
Контроль поддержания оптимального микроклимата помогает осуществлять температурный график отопления. Его составляют на основании следующих показателей:
- температура в патрубках подачи и оттока воды в отопительной системе и разница между ними;
- температура снаружи и внутри помещения.
Чем холоднее воздух за окном, тем выше должна быть температура воды в батарее. График отопления нужен для корректировки мощности оборудования при изменениях погодных условий.
С его помощью решается сразу несколько задач:
- оптимизируется расход энергоресурсов;
- поддерживается оптимальный уровень температуры в помещении;
- снижаются издержки граждан по оплате счетов за коммунальные услуги в отопительный сезон.
График отопления должен прилагаться к договору на обслуживание с ЖКХ или РСО.
Начало отопительного сезона по регионам России
Отопительным сезоном называется промежуток времени, в котором поставка тепла осуществляется посредством системы централизованного отопления. Раньше на мероприятия по обогреву отводилось шесть месяцев – в период с 15 октября по 15 апреля.
Однако, в силу отличия погодных условий в разных регионах, было принято решение определять дату включения системы отопления, опираясь на совокупность следующих факторов:
- среднедневная температура;
- прогноз погоды на ближайшее время.
Если в течение пяти суток среднедневная температура не превышает +8 °С, районная администрация принимает постановление о дате открытия отопительного сезона. Сроки могут быть откорректированы в случае прогнозирования потепления.
Временной диапазон включения систем централизованного отопления по регионам:
Регион | Сроки старта отопительного сезона |
Ненецкий автономный округ, Омская, Архангельская, Мурманская области | Начало сентября |
Санкт-Петербург | Середина сентября, начало октября |
Москва и Московская область, Центральное Черноземье | Начало октября |
Южные регионы* | Середина октября, конец ноября |
* В городе Сочи на отопительный сезон отводится всего 3 месяца. В этом регионе включение отопления производится в середине ноября, а отключение – в конце февраля, начале марта.
Подача тепла на объекты осуществляется в следующем порядке:
- детские сады, школы, больницы и другие постройки социального значения;
- административные и производственные здания;
- помещения жилого фонда.
Интересно! В домах с автономными системами теплопередачи даты начала и окончания отопительных мероприятий устанавливаются решением собственников.
Особенности окончания сезона централизованного отопления
Подачу тепла прекращают, если на протяжении пяти суток среднедневная температура составляет более +8 °С. Однако, в связи с нестабильностью погодных условий, управляющие компании предпочитают перестраховываться, и не спешат отключать центральное отопление, потому что повторный запуск системы – очень трудозатратное мероприятие.
Даты начала и окончания отопительного сезона определяют муниципальные, а не коммунальные службы. Муниципалитет направляет распоряжение в ТЭЦ, который, в свою очередь, уведомляет о сроках включения и отключения подачи тепла службы ЖКХ и УК.
Постановление о графике подачи тепла публикуется на сайте районной администрации. Если отопление не включают в указанные даты, это может служить прецедентом для жалобы.
Когда включат отопление в этом году
При какой температуре включают отопление? Согласно все тому же вышеупомянутому постановлению Правительства РФ, начало отопительного сезона назначается только тогда, когда среднесуточная температура воздуха за окном будет ниже минимальных +8°С в течение 5 суток. Отопление должно быть включено на 6-й день этого периода. Чаще всего это происходит с 1 по 15 октября.
Муниципальные власти принимают решение о включении отопительных систем, соблюдая обязательные правила:
- Дата включения отопления согласовывается с синоптиками. Очевидно, что запуск системы нецелесообразен, когда через 2-3 дня ожидается значительное потепление.
- Принимая решение, учитывают не только низкую температуру в жилых помещениях, но и опасность промерзания отопительной системы.
Для того чтобы устранить некоторые неполадки, не всегда нужна помощь коммунальных служб. Иногда жильцы квартирных домов могут сделать это самостоятельно.
Если не знаете, когда отключают отопление, напомним, что чаще всего это происходит после 20 чисел апреля.
Пошаговая инструкция подачи жалобы на позднее включение отопления
Жалобу на отсутствие отопления можно подать только после официального подтверждения даты начала отопительного сезона. Заявление составляется на имя руководителя организации, с которой заключался договор на услуги по поставке теплоэнергии.
Форма документа свободная, но в нем необходимо указать следующую информацию:
- ФИО и контактные данные заявителя;
- описание проблемы и список мер, которые были приняты по ее решению;
- перечень требований;
- дата составления обращения и подпись владельца квартиры.
Жалоба составляется в двух экземплярах. Первый передается уполномоченному лицу, а второй остается у собственника.
Важно! На экземпляре собственника должна стоять отметка с датой получения претензии. Если в ходе урегулирования вопроса появились какие-то документы, необходимо приложить к жалобе их заверенные копии.
Полезные советы
Но самый лучший способ обогрева жилья – это использование кондиционеров. Обычный прибор перекачивает в квартиру с улицы 2,5-5 кВт тепловой энергии, потребляя при этом около 1 кВт электричества. Самыми экономными являются инверторные кондиционеры последнего поколения с роторными компрессорами. Они вырабатывают в 5 раз больше тепла, чем потребляют электроэнергии. Читайте также: «Какой температурный график системы отопления и от чего он зависит».
При этом нельзя сказать, что температура начала отопительного сезона является приоритетным фактором. Все же время года играет большую роль – даже если в ноябре еще тепло, отопление все равно включат.
График отопительного сезона на видео:
Возможно ли отключение в отопительный сезон
Аварии на теплотрассах – не редкость. Такой форс-мажор, как правило, влечет за собой отключение горячего водоснабжения и отопления. Законодательством предусмотрены нормы единовременного отключения отопления, которые должны быть соблюдены.
Нормы отключения отопления в сезон:
Температура в помещении в °С | Время отключения в часах |
+12 | 16 |
От +10 до +12 | 8 |
От +8 до +10 | 4 |
Важно! Если владелец квартиры докажет, что температура в помещении не соответствует утвержденным нормам, он может потребовать материальную компенсацию в размере 0,15 % от размера ежемесячной платы за отопление за каждый час нарушения.
Как обогреть квартиру в межсезонье
Прежде чем среднесуточная температура достигнет условного уровня, при котором УК обязана включить отопление, может пройти немало времени. Осенью солнце не сильно прогревает стены, и с наступлением темноты они быстро остывают, высасывая тепло из помещения. Обогреть квартиру в ожидании начала запуска центрального отопления можно с помощью дополнительного оборудования:
- масляный радиатор;
- тепловентилятор;
- воздушно-отопительный агрегат.
Сохранить тепло позволят стеклопакеты или бюджетное, но достаточно эффективное, заклеивание окон на зиму.
Что делать, если в квартире нет тепла
После наступления зимних холодов температура жилых помещений не должна опускаться ниже отметки +18 °С. Если отопительная система не может обеспечить предусмотренный ГОСТом температурный режим, собственник должен незамедлительно уведомить аварийно-диспетчерскую службу о наличии нарушений. Заявление принимается по телефону или при личном обращении. В обоих случаях диспетчер обязан предоставить свои реквизиты и зафиксировать время получения жалобы.
По факту обращения проводится экспертиза. Если хозяин квартиры не определил свое время для ее проведения, то проверка осуществляется в течение двух часов после поступления заявления.
По результату инспектирования составляется акт, в котором указывают следующие сведения:
- методология проведения измерений;
- используемые инструменты и приборы;
- выявленные нарушения или факт отсутствия таковых;
- дата и время проведения инспекции.
Если результаты проверки со стороны УК не удовлетворяют собственника, он имеет право потребовать повторную экспертизу с участием членов ГЖИ и общественного объединения потребителей.
Как определить среднесуточную температуру
Среднесуточная температура определяется, как среднее арифметическое всех замеров, сделанных за 24 часа. Чтобы ее рассчитать, необходимо произвести следующие действия:
- взять замеры температуры воздуха с интервалом в 4 часа (интервал может быть любой);
- произвести сложение всех значений;
- полученную сумму разделить на количество замеров.
В результате будет получена средняя температура за день.
Куда следует жаловаться, если батареи остаются холодными
В случае отсутствия тепла собственники квартир могут обратиться с заявлением в одну из организаций, ответственных за обслуживание дома:
- управляющую компанию;
- службу ЖКХ или РСО;
- жилищную инспекцию.
Если обращение в локальные органы управления не приносит должного результата, необходимо подать официальную жалобу в вышестоящие инстанции:
- местную администрацию;
- Роспотребнадзор;
- прокуратуру;
- суд.
Официальные обращения можно оставить на сайтах вышеуказанных организаций.
Действия, если не включают отопление, а уже холодно
Внимание
Если отопительный сезон уже начался, первым делом нужно удостовериться, что все батареи в квартире работают исправно. Если холодно только у вас дома, а у соседей сверху и снизу тепло, проблема может быть в воздушной пробке. Сантехники ее быстро устранят.
Важное значение играет температура в квартире. Согласно нормам СанПин, в жилом помещении должно быть минимум +18 градусов, в угловой комнате +20 градусов. Если температура у вас дома ниже, нужно позвонить в аварийно-диспетчерскую службу и оставить заявку на решение проблемы с отоплением. В течение одного-двух дней причину неисправности обязаны найти и устранить, а также уведомить вас об этом.
Еще нужно требовать, чтобы пришел представитель УК, зафиксировал факт неработающих батарей и низкой температуры. Составленный акт станет основанием для перерасчета стоимости отопления и послужит доказательством, которое при необходимости можно будет приложить к жалобе.