Разборка внутреннего блока кондиционера
1. Выключаем кондиционер из электросети.
2. Открываем крышку корпуса внутреннего блока и извлекаем сетчатые фильтры. Крышку не закрываем.
3. Снимаем корпус внутреннего устройства:
- у любого блока снизу под жалюзи имеются саморезы (они чаще всего находятся под декоративными заглушками). Выкручиваем данные саморезы;
- под крышкой внутреннего блока (где фильтры) тоже могут быть саморезы (или клипсы) – откручиваем (или отщелкиваем) их. Аккуратно приоткрываем нижнюю часть корпуса;
- далее наша задача «освободить» клипсы сверху корпуса. Они очень жесткие, и чтобы их «отщелкнуть» нужно внимательно посмотреть, как они крепятся (в большинстве случаев они «отщелкиваются» при поднятии низа корпуса на себя);
- отсоединяем от корпуса все фишки, если они есть;
- приоткрываем жалюзи и снимаем корпус (снизу на себя или сверху на себя в зависимости от модели).
4. Следующая задача – это снятие дренажного лотка (в очень редких моделях он не снимается, а сделан воедино со всем корпусом). Важно рассмотреть, как он установлен, чтобы при последующей сборке он «встал на свое место». Рекомендуем приготовить пакет или тару, чтобы слить возможный конденсат (воду) из лотка:
- обычно слева лотка необходимо открутить один саморез, затем освободить клипсы снизу;
- отсоединяем все фишки от лотка (или откручиваем моторчик привода жалюзи);
- аккуратно извлекаем лоток и при этом отсоединяем «хвост» дренажного шланга (он может быть закреплен защелкой или саморезом).
5. Следующая задача это снятие вала (вентилятора). Это самая трудная и ответственная операция. Здесь может быть два варианта в зависимости от устройства конкретной модели:
- более «легкая ситуация», когда вал снимается влево без снятия мотора и блока управления. В этом случае должен быть винт внутри самого вентилятора (и вся левая часть корпуса должна быть разборной);
- откручиваем и освобождаем левую часть радиатора от каркаса внутреннего блока;
- откручиваем винт справа внутри вала (не до конца, а лишь на пару оборотов). Здесь нужно действовать очень осторожно, не сломать лопасти вала и не испортить головку винта. Этот винт зачастую сильно «затянут»!;
- извлекаем вал вниз, не повредив никакие детали (и свои руки). Обычно он очень плотно установлен и для его снятия нужен опыт. Можем отверткой держать винт и таким образом подталкивать и направлять вал.
При установке вала обратно винт должен очень точно закрутиться «на свое место». Иначе вал может проворачиваться или задевать стенки корпуса.
Как разобрать кондиционер
Перед тем как осмотреть внутреннее содержимое кондиционера, требуется подготовиться к данной работе. Для начала следует протереть корпус от насевшей пыли с последующим отключением прибора от источника постоянного тока. Разборка агрегата требует наличия специальных инструментов и материалов.
Какие инструменты и материалы нужны для работы?
Демонтаж внутреннего содержимого прибора можно выполнить с применением следующих инструментов:
- стремянка;
- дрель;
- емкости для конденсата;
- шестигранники;
- отвертки.
Помимо этого, следует запастись ветошью для протирания поверхностей и сбора излишней пыли. Не лишним будет включение в работу промышленного пылесоса, способного безопасно очистить конструкцию от скопившегося мусора.
Обратите внимание! Перед тем как снять корпус прибора следует хорошо его протереть, исключая тем самым вероятность проникновения мусора внутрь элементов кондиционера.
Как снять крышку
До того, как разобрать внутренний блок сплит-системы следует аккуратно снять с нее лицевую крышку. Она закреплена на приборе благодаря болтам либо клипсовым элементам. Обычно такие крепления прячут под декоративными приспособлениями. Клипсовые элементы помогает извлечь обычная прямая отвертка с тонким корпусом. Для снятия болтов крышки следует применить электрическую дрель с битой соответствующего размера.
Кстати, клипсовые элементы находятся снизу и сверху, поэтому для удобного снятия лицевой панели следует извлекать каждый из них. Далее требуется снять сетчатый фильтр (грубая очистка). После этого с агрегата следует снять пластиковые жалюзи, легко вынимающиеся из специальных пазов. Теперь можно разбирать внутренний блок.
Разборка внутреннего блока
Истинная система кондиционирования находится внутри лицевой панели. Для ее извлечения следует открыть располагающиеся внутри клипсы и открутить крепящие блок болты. Теперь необходимо слить образовавшийся конденсат в приготовленную заранее емкость. У многих аппаратов внутренняя дренажная система похожа на лоток. Отдельные модели кондиционеров имеют единую систему корпуса и внутреннего блока. В таких случаях следует аккуратно демонтировать эти элементы вместе.
Вам будет интересно: Потребление электроэнергии кондиционером
Алгоритм следующих действий такой:
- Отсоединение от лотка всех фишек (откручивание моторчика жалюзи).
- Извлечение лотка с последующим отсоединением самореза (защелки) удерживающей «хвост» у дренажного шланга.
- Извлечение вентиляторного элемента (вала).
В зависимости от модели кондиционера вентиляторный вал может демонтироваться по-разному:
Снятие мотора вала и блока управления
Это одна из самых трудоемких работ, требующая внимательности и четкой координации. При этом необходимо извлечь из корпуса лоток управления, предварительно отсоединив подходящие провода с датчиками. Далее требуется откручивание саморезов и освобождаем клипсов, крепящих блок. Затем требуется открутить саморезы (4 штуки) закрепляющие моторный кожух. После внимательного осмотра конструкции требуется отсоединить мотор от вала с последующим его извлечением. Чаще всего приходится загибать идущие к радиатору медные трубки.
Обратите внимание! Одновременное снятие мотора вала и блока управления весьма ответственная работа, требующая некоторых навыков. Желательно при таком устройстве кондиционера доверить эти действия профессиональным мастерам-ремонтникам.
Снятие вала движением влево без извлечения мотора
Это более простой способ деформации конструкции, заключающийся в откручивании винта внутри вала (не полностью). При осуществлении такой работы следует внимательно работать с инструментом, опасаясь поломок лопастей вала и порчи головки винта. Разобрать путем откручивания такой винт проблематично, так как его крепко затягивают. Легким движение вниз осуществляют извлечение вала из корпуса.
Сбор фреона
Роль хладагента внутри кондиционеров выполняют соединения-фреоны. Собрать их из конструкции можно следующими способами:
Способ №1
- Откручивание на кранах «заглушек» с присоединением манометров.
- Запуск прибора на режим «охлаждение» с выбором максимально низкой температуры.
- Закрытие тонкой трубкой крана с применением шестигранного ключа.
- Закручивание до упора гайки в направлении движения часовой стрелки (снижение на манометре давления).
- При падении давления до «нулевого» показателя толстой трубкой закрывают кран с отключением кондиционера.
Обратите внимание! Извлечение фреона таким способом происходит под высоким давлением! Использование защитных перчаток поможет предотвратить появление ожогов.
Способ №2
Если за окном отрицательные температуры и нет необходимости включать кондиционер, порядок сбора фреона следующий – закрывание на внешнем лотке обоих кранов. Максимальное количество хладагента останется внутри конструкции, а находящиеся в трубках соединения «стравятся» при последующем откручивании креплений.
Данные способы помогут сохранить фреон внутри конструкции при демонтаже системы-кондиционирования. Благодаря этому можно не прибегать к заправке системы хладагентом после проведения ремонта.
Как снять корпус
Снимать корпус следует после отсоединения медных трубок, которые срезают на отрезке в 2 см от штуцера. Для герметичной их срезки следует использовать острые инструменты, не вызывающие их сильной деформации. Желательно далее произвести для полной герметизации «зачеканку» образовавшихся срезов.
Вам будет интересно: Функция сушки в кондиционере
Далее алгоритм проводимых работ следующий:
Удаление теплоизоляции
Для этого требуется напарник, находящийся снаружи здания. В итоге один из мастеров должен отключить электроэнергию с последующим отсоединением проводов в области их подключения. Желательно производить пометку отсоединенных клемм.
Снятие корпуса
Руками выпрямляют трубки для из безопасного прохождения сквозь отверстия в стенах. Кабель убирают внутрь помещения. Выполнять такие работы лучше вдвоем!
Откручивание креплений
Специальные гайки удерживают прибор на кронштейнах. После их откручивания осторожно снимают блок с последующим его занесением внутрь помещения. На заключительном этапе проводят демонтаж кронштейнов с наружных стен.
Рекомендуется вертикально располагать наружный блок при транспортировке и хранении. Это позволяет минимизировать риск появления механических повреждений, а значит позволит сохранить работоспособность всей системы.
Разборка кондиционера, у которого вал вытаскивается справа
- самая сложная ситуация, когда приходится снимать блок управления и мотор вала (предупреждаем, что в этом случае крайне желательно обратиться к специалистам):
- извлекаем блок управления из корпуса кондиционера. Для этого отсоединяем все датчики и провода, которые к нему подходят. Затем освобождаем клипсы и откручиваем саморезы, которые его крепят;
- откручиваем кожух крепления мотора (обычно 4 самореза). Откручиваем все саморезы, которые помогут освободить кожух и вал;
- внимательно изучаем, каким образом отсоединить вал от мотора и извлечь его из корпуса. Скорее всего, придется аккуратно гнуть медные трубки, которые подходят к радиатору.
Подробнее этот случай смотрите в статье про чистку кондиционера.
Для сборки кондиционера выполняем рассмотренные операции в обратном порядке.
Таким образом, у нас получилась довольно длинная, но достаточно подробная инструкция о том, как разобрать кондиционер.
Источник
Общий порядок работ
Сначала нужно подготовиться к разборке внутреннего блока: отключить устройство от сети, подготовить необходимые инструменты и материалы. Понадобятся разные отвертки, шестигранники, пригодится ветошь, емкость, чтобы слить конденсат, стремянка и т.п.
Через внутренний блок кондиционера постоянно проходят большие потоки воздуха, частички пыли остаются внутри. Нужно периодически убирать этот мусор, чтобы прибор работал корректно
Разные ]сплит систем[/anchor] используют различные типы креплений: болты, защелки, клипсы и т.п. Особую осторожность следует проявлять при работе с пластиковым крепежом. Чрезмерное усилие приведет к поломке элемента. Вместо очистки прибора понадобится его ремонт.
Сначала снимают переднюю панель внутреннего блока. Придется отвинтить болты или отсоединить клипсы, их можно осторожно поддеть прямой отверткой.
После этого из корпуса вынимают сетчатый фильтр и жалюзи. Обычно эти элементы, которые нужно очищать достаточно часто, просто вставлены в корпус. Производители предусматривают возможность их легкого демонтажа.
Важно учесть, с какой стороны подключена трубка для отведения конденсата. При левом подключении у некоторых кондиционеров Панасоник для демонтажа конденсатосборника эту трубку придется отключать
Теперь нужно найти и отсоединить дренажный лоток, если это возможно. Иногда он встроен в корпус. На этом этапе понадобится емкость для скопившейся жидкости, а также ветошь, на случай, если вода разольется. В кондиционерах LG такой элемент обычно закреплен на одном болте, снизу расположены клипсы, их необходимо отщелкнуть.
Затем следует вынуть вал крыльчатки. В ее пазах обычно накапливается очень много пыли. Вынимают этот элемент обычно снизу или сбоку. Если позволяет конструкция, предпочтительнее использовать первый вариант, он проще.
Делают это так:
- Отсоединяют крепления радиатора, расположенного в левой части корпуса.
- Ослабляют крепежный винт крыльчатки справа.
- Аккуратно опускают вал вниз, придерживая отверткой ослабленный болт, чтобы не задеть лопасти.
Все операции нужно выполнять медленно и осторожно. Винт, который удерживает крыльчатку, затянут очень сильно. Его нужно открутить так, чтобы не повредить резьбу. Не стоит выкручивать его до конца, поскольку поставить его обратно в точно таком же положении может быть непросто.
Если нет возможности вынуть вал снизу, нужно использовать более сложный вариант:
- Отсоединить проводку от блока управления.
- Снять крепеж и отсоединить блок от сплит-системы.
- Убрать крепления мотора, снять кожух с вала.
- Разъединить вал и двигатель, отогнув радиаторные трубки.
- Снять крыльчатку и провести очистку всех элементов.
При обратной сборке прибора после чистки оборудования очень важно правильно соединить все элементы. Лопасти вращающихся деталей не должны задевать стенки корпуса или другие компоненты устройства.
Внимание понадобится и во время присоединения проводки. Неопытным мастерам лучше предварительно нарисовать схему или сфотографировать провода, чтобы ничего не перепутать во время их подключения.
Как снять внутренний блок
Для снятия внутреннего блока кондиционера любого типа требуется отщелкнуть нижние клипсы. У большинства устройств они находятся снизу и обозначены стрелками или засечками. Типы клипс:
- Зацеп за настенную пластину произведен сверху. В этих случаях на клипсы нажимают вверх.
- Нижний зацеп за пластину. В таких устройствах снизу находятся дополнительные отверстия. Крепления оттягивают вниз от блока.
- Клипсы, расположенные под декоративной крышкой. Сначала снимают крышку, а затем отжимают крепления.
Как демонтировать внутренний блок сплит-системы?
Внутренний блок кондиционера снимается с креплений только после демонтажа наружного
Здесь также необходимо соблюдать осторожность, особенно с фиксаторами испарителя, самого оборудования. Если эти элементы повредить, впоследствии заново установленный блок будет вибрировать при работе, что приведет его к поломке
Как самостоятельно демонтировать кондиционер:
- снять лицевую панель, чтобы можно было добраться до фиксаторов;
- отсоединить трубопровод охладительного контура;
- отключить электропитание;
- снять испаритель (аккуратно отщелкнуть фиксаторы, закрытые крышкой)
- отжать фиксаторы внутреннего блока, снять его с направляющих;
- демонтировать пластину, на которой крепился внутренний блок;
- извлечь трубопровод охлаждающего контура из стеновых штроб;
- извлечь дренажный патрубок;
- демонтировать декоративный короб.
Разборка внутреннего блока кондиционера
Разобрать внутренний блок сплит-системы можно после отсоединения прибора от сети. Затем открывают крышку корпуса и достают фильтры. Следующим действием нужно снять корпус:
- У любого кондиционера снизу находятся саморезы, которые легко обнаружить под заглушками. Их необходимо выкрутить.
Приоткрыв жалюзи, легко снять корпус, потянув его на себя.
Следующий шаг – снятие дренажной емкости. Некоторые модели выполнены монолитными, поэтому в них отделить лоток от корпуса не получится. Важно разобраться в особенностях его установки, чтобы при сборке правильно установить на место.
Под конденсат из лотка рекомендуется подготовить тару. Для разборки емкости достаточно открутить один саморез, а затем отсоединить клипсы внизу. От лотка необходимо отсоединить электродвигатель жалюзи. После извлечения емкости отделяют «хвост» дренажного шланга.
Вентилятор внутреннего блока кондиционера (крыльчатка)
Следующая задача – снять вентилятор (вал). Эта процедура наиболее ответственная и сложная. Простой вариант удаления вала применим, когда его снимают влево, не затрагивая блок управления и двигатель:
- Открутить и освободить левую часть радиатора от корпуса устройства.
- Отвинтить крепление справа в самом валу на несколько оборотов. Этот винт часто сильно затягивают, поэтому важно соблюдать осторожность, чтобы не повредить головку крепежного элемента и не сломать лопасти.
- Извлечь вал снизу из корпуса, следя за сохранностью деталей. Поскольку вентилятор часто устанавливают довольно плотно, для его съема нужен большой опыт. Винт можно держать отверткой, подталкивая вал.
При монтаже вала в корпус устройства винт должен оказаться точно в исходном положении. Иначе вентилятор будет касаться стенок.
Существует и более сложный вариант снятия вентилятора. Если вал вытаскивается с правой стороны, придется снимать электромотор и блок управления.
- Извлечь блок управления из корпуса. Это потребует отсоединения всех проводов и датчиков. Затем отсоединяют защелки и выкручивают саморезы, крепящие блок управления.
- Открутить все крепления электродвигателя. Отсоединить кожух с валом.
- Внимательно изучить, как отсоединяется вал от мотора. Осторожно отогнуть медные трубки, подходящие к радиатору.
Размеры внутреннего блока
Прежде чем установить внутренний блок кондиционера, вы должны поинтересоваться его размерами. Это особенно важно при ремонте, ведь современные технологии довольно часто предусматривают установку подвесных потолочных систем, которые могут повлиять на высоту потолка, как и параметры описываемого прибора.
В продаже можно встретить нестандартные модели, которые обладают уникальными размерами. Длина блока обычно варьируется от 700 до 800 мм. Несколько реже встречаются изделия до 900 мм. Специалисты рекомендуют брать в расчет в среднюю длину в 770 мм.
Что касается высоты, то она обычно равна 250-290 мм. Усредненным значением являются 270 мм. Глубина не сильно интересует потребителей, но она достигает 240 мм. Минимальное значение эквивалентно 170 мм. Из этого можно сделать вывод о том, что средние размеры внутреннего блока кондиционера равны 770 x 270 мм.
Знание этих параметров позволяет определить, на каком расстоянии от потолка и стен вешать оборудование. Противоречий по данному вопросу великое множество. В некоторых инструкциях минимальное расстояние составляет 50 мм, тогда как в других оно достигает 300 мм. Оптимальное значение равно цифре от 60 до 150 мм.
Специалисты обычно устанавливают кондиционер с удаленностью в 100 мм. Прежде чем монтировать внутренний блок кондиционера, важно учесть, будут ли в помещении шторы. Шаг между ними и сплит-системой обычно составляет 150 мм. Увеличить это значение можно до 250 мм. Среднее расстояние от блока до стены равно 400 мм.
Разборка внешнего модуля
Демонтаж мобильного или оконного кондиционера не занимает много времени – достаточно извлечь устройство из окна или снять воздуховод. При разборке полноценной сплит-системы требуется сохранить весь хладагент.
Соединительные трубки, по которым транспортируется фреон, обладают разным диаметром. Тонкий канал служит для транспортировки жидкого хладагента. Большая трубка предназначена для перекачивания газообразного фреона. При разборке кондиционера необходимо «загнать» хладагент в наружный модуль. Затем можно отключать магистральные каналы. Для перекачивания хладагента необходимо при работающем приборе завинтить патрубок с жидким фреоном, который уходит из наружного блока в помещение. Устройство за 1 минуту перекачает газообразное вещество в наружный блок. После этого следует немедленно выключить прибор.
Разборку наружного блока кондиционера выполняют вдвоем. Так можно исключить лишний риск и сократить время работ.
После отключения прибора от электросети отсоединяют кабели, пометив клеммы.
Медные каналы, по которым транспортируется хладагент, можно выпрямить самостоятельно, соблюдая осторожность. Вместе с ними в помещение удаляется электрический кабель. Его прикручивают к концу трубки. Затем нужно открутить гайки, которые держат наружный модуль. Снимают блок вдвоем. В последнюю очередь со стены снимают кронштейны.
Снятый наружный модуль требует вертикального хранения и транспортировки. Для исключения возможных повреждений его помещают в коробку с пенопластом.
Снятие компрессора
В некоторых случаях требуется только демонтаж наружного блока, к примеру, когда требуется наладить работу компрессора. Внутренний блок в этом случае остается на месте. Основная задача – правильно снять компрессор:
- демонтировать крышку наружного блока;
- отсоединить трубки нагнетания и всасывания;
- отсоединить электропровода;
- отвинтить крепежные элементы вентилятора и конденсатора;
- удалить из корпуса конденсатор;
- демонтировать крепления компрессора и саму деталь.
Выполняя такую последовательность действий, можно снизить риск повреждения трубопроводов и получить доступ к другим элементам, расположенным в корпусе.
Инструкция по демонтажу кондиционера своими руками
Переходим непосредственно к деинсталляции.
Наружный блок
Отсоединяем фреонопроводы. Это можно сделать путём отвинчивания гаек, которыми магистрали прикручены к штуцерам наружного блока. К такому способу прибегают в том случае, если длина трубок позволяет использовать их на новом месте. Открытые штуцеры нужно надёжно заклеить изолентой или скотчем — это предотвратит их засорение.
Демонтаж наружного блока
Но в большинстве случаев фреонопроводы повторно не используют, тем более что их наращивание не допускается. Тогда трубки просто обрезают труборезом на расстоянии в 150–200 мм от штуцеров, сразу же зачеканивая их концы слесарными тисками.
Зачеканенные магистрали
Совет. Если известно, что кондиционер будет храниться в разобранном виде достаточно долго, трубки можно заполнить азотом и плотно закупорить. В отличие от воздуха, точнее, содержащегося в нём кислорода, азот не приводит к окислению материала.
После всех манипуляций с наружной части фреонопроводов необходимо снять теплоизоляцию.
Убедившись, что прибор отключён от сети, снимаем защитную крышку над местом присоединения электрокабеля. Его клеммы необходимо каким-либо образом пометить, чтобы избежать путаницы при подключении на новом месте. После этого нужно открутить зажимы, при помощи которых жилы прикручены к контактам наружного блока. Освободившийся конец кабеля прикручивают к фреонопроводам, которые после этого вручную выпрямляют, чтобы иметь возможность вытащить их через отверстие в стене.
Теперь откручиваем гайки, удерживающие наружный блок на кронштейнах, и вместе с помощником снимаем его, а затем и сами кронштейны.
Обратите внимание! Во время хранения и перевозки наружный блок должен быть в вертикальном положении. При транспортировке очень важно избежать тряски и ударов — для этого лучше поместить блок в коробку с предварительно уложенным в неё пенопластом.
Отсоединение компрессора
Если демонтаж кондиционера производится с целью ремонта компрессора, последний нужно правильно отсоединить. Делается это так:
- С наружного блока снимаются крышки.
- После этого можно будет отсоединить от компрессора трубки всаса и нагнетания.
- Отключаем провода, питающие компрессор и вентилятор.
- Откручиваем крепления, удерживающие вентили и конденсатор.
- Снимаем конденсатор, получая доступ к креплениям компрессора.
- Снимаем компрессор.
Действуя таким образом, вы исключите риск повреждения трубопроводов обвязки. Ещё один плюс: появляется возможность вести ремонт нескольких элементов наружного блока одновременно, что позволит справиться с задачей быстрее.
Чтобы с компрессором можно было работать, нужно вылить имеющееся в нём масло.
В случае с поршневой моделью оно без проблем сливается через всасывающий патрубок. У спиральных и роторных моделей приходится просверливать днище (диаметр отверстия — 5–6 мм). Насквозь сверлить нельзя, иначе внутрь попадёт стружка. Оставляют тонкую перегородку, которую затем протыкают пробойником.
Как снять внутренний блок
Чтобы получить доступ к фиксаторам внутреннего блока, необходимо снять с него лицевую панель. Затем отсоединяют фреонопроводы, электропровода, отщёлкивают фиксаторы и снимают блок с направляющих.
Демонтаж внутреннего блока
Обратите внимание! На этом этапе обыватель сталкивается с некоторыми трудностями: при неосторожных действиях легко можно повредить защёлки испарителя.
Этот элемент производитель обычно закрывает крышкой, фиксаторы которой прижаты к стене. Труднодоступными их сделали специально: такая мера предосторожности, по мнению разработчиков, является гарантией того, что демонтажом прибора будут заниматься только специалисты. Чтобы подобраться к фиксаторам, воспользуйтесь двумя тонкими отвёртками. При этом необходимо, чтобы кто-нибудь придерживал блок.
Соблюдать осторожность следует и при отщёлкивании фиксаторов, удерживающих блок на направляющих. Если их повредить, прибор не удастся прочно зафиксировать на новом месте и он быстро выйдет из строя из-за вибраций.
Соблюдайте осторожность с защелками!
Сняв внутренний блок, откручивают монтажную пластину, извлекают из стены фреонопроводы с питающим кабелем и откручивают декоративный короб, уложенный вдоль наружной стены.
Последствия неправильного демонтажа
При неправильном демонтаже легко повредить кондиционер. Возможные неприятные последствия:
- Разгерметизация контура охлаждения, что влечет за собой утечку фреона. При последующей установке прибора придется доплачивать за дозаправку системы хладагентом.
- Механическое повреждение корпуса наружного блока, фреоновых патрубков, других деталей.
Кондиционер обычно демонтируют при смене места жительства, на время ремонта и чистки. При разборке простых агрегатов не придется разбираться в их устройстве. Однако полноценные сплит-системы требуют внимательного подхода. Поскольку оборудование дорогостоящее, лучше обратиться к профессиональным монтажникам, которые выполнят работу качественно и с гарантией. Разбирать прибор самостоятельно можно только при полной уверенности в понимании его устройства.
Источник
Как самостоятельно разобрать и почистить домашний кондиционер
Антибактериальная обработка и чистка действующей сплит-системы должна выполняться ежегодно. Уточним: речь о внутренних модулях, эксплуатирующихся у вас дома, а офисные агрегаты надо мыть еще чаще. Обслуживание внешнего блока производится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 2 года. Давайте же разберемся, как можно почистить домашний кондиционер без вызова сервисного мастера, то бишь, своими руками.
Почему чаще обслуживать — выгодно
В отличие от старой климатической техники, современные сплит-системы способны не только охлаждать, но и нагревать воздух. Поэтому хозяева квартир и частных домов нередко используют их для отопления зимой, пока уличная температура не упала ниже —5 °С. Соответственно, основные элементы кондиционера — фильтры, теплообменники и вентиляторы загрязняются вдвое быстрее. В пользу своевременного обслуживания есть и другие веские доводы:
- Ваше здоровье. Оно подвергается вредному воздействию грибков и плесени, поселяющихся и активно размножающихся внутри слишком запыленного агрегата. Признак – неприятный затхлый запах.
- Грязь, скопившаяся в наружном и внутреннем радиаторе, препятствует нормальному прохождению воздушного потока, отчего снижается КПД всей установки. При неизменной отдаче тепла или холода электроэнергии расходуется больше.
- Одно дело – ежесезонная промывка, и совсем другое — прочистка и антибактериальная обработка сильно загрязненного внутреннего модуля. Первую вы сделаете самостоятельно, а для второй придется вызвать мастера со специализированным оборудованием (мойкой высокого давления, парогенератором), что влетит вам в копеечку.
Примечание. Снижение КПД любой холодильной машины ведет к увеличению нагрузки на компрессор – самой дорогостоящей детали. Получается, что забитые грязью теплообменники приближают момент его ремонта, а то и замены.
Нет смысла развивать тему о вредных микроорганизмах, живущих внутри грязных кондиционеров и наносящих вред здоровью людей, поскольку данный факт всем давно известен. А вот осведомиться, сколько стоит в вашем регионе профессиональная чистка сплит-систем с дезинфекцией, будет нелишним. Ведь если испаритель не промывался несколько лет, то вызов специалиста становится неизбежным.
Сравнительный пример. Стоимость комплексной прочистки бытовых систем кондиционирования мощностью до 5 кВт лежит в пределах 2—3 тыс. руб. (35—53 у. е.). Это московские цены, в регионах они могут быть ниже. Если же помыть сплит своими руками, то вы спокойно уложитесь в 5, максимум – 10 у. е., которые затратите, чтобы купить очиститель. Согласитесь, самостоятельная профилактика гораздо выгоднее сервисного обслуживания.
На фото — нанесение моющей пены Bizol (цена — около 6 у. е.)
Чистка сплит системы самостоятельно
В интернете достаточно много информации, статьей и видео по этому вопросу, попробуем с вами немного обобщить и взглянуть с технической стороны на процесс чистки и обслуживания сплит системы (кондиционера) как своими руками так и при вызове специалистов.
Для начала хотелось бы ответить на вопрос который тревожит всех и вся.
Как часто нужно чистить кондиционер ?
Однозначного ответа нет, это зависит от условий эксплуатации и среды обитания. Одно дело кондиционер в квартире, и другое дело кондиционер в Баре, Кафе или Пищеблоке. Будем считать что у нас обычный бытовой кондиционер в квартире, стандартной мощности 7-12 кбти.
Отвечаем:
чистку и обслуживание кондиционера нужно проводить
ежегодно
!
Что же такое правильная чистка кондиционера ?
Второй вопрос, что же подразумевать под чисткой сплит системы (кондиционера). Чистка фильтров внутреннего блока, тоже можно назвать чисткой, однако толку от такой «чистки» мало. Чистка кондиционера (сплит-системы) это прежде всего чистка теплообменников (испарителя и конденсатора) внутреннего и внешнего блоков чистка вентилятора, чистка беличьего колеса, чистка дренажной системы.
Как правильно чистить фильтры сплит системы ?
Чистка фильтров сплит системы должна восприниматься по умолчанию, фильтры необходимо прочищать каждые две-три недели. Как это правильно делать, Вам покажет вот эта милая девушка.
Ну а как почистить сплит чтобы от этого был реальный толк ?
Без пароочистителя и мойки высокого давления это сделать сложно, но можно обойтись подручными средствами, такую чистку желательно делать перед каждым летним сезоном.
Простая пенная промывка
Этот способ удаления грязи из комнатного модуля очень прост и доступен всем, в том числе домохозяйкам. Он выполняется с помощью моющих средств, продающихся в аэрозольных баллончиках (Liqui Moly, Plak, Bizol и им подобные). Технология такая:
- Отключите аппарат от электросети, откройте крышку и вытащите фильтры. Промойте их проточной водой и оставьте сушиться.
- Нанесите пену из баллона на ребра испарителя и выдержите указанное в инструкции время (от 10 до 30 мин).
- Установите фильтры и включите сплит-систему в режиме обогрева либо вентиляции (в зависимости от рекомендаций на баллончике) и дайте поработать в течение получаса. Проветрите комнату.
Как производится пенная чистка кондиционера в домашних условиях, наглядно продемонстрировано на видео:
К сожалению, данный способ нельзя назвать эффективным, потому что он позволяет промыть только теплообменник. Турбина вентилятора, дренажная ванночка и скрытые полости аппарата остаются грязными. Поэтому дальше мы предлагаем рассмотреть, как правильно чистить блоки сплит-системы, предварительно выполнив разборку.
Необходимые предметы для чистки кондиционера
Перед началом операции хорошенько подготовьтесь. Обычной отвертки будет недостаточно, поскольку кондиционер имеет сложную конструкцию. Запастись придется вот чем:
- тряпками;
- резервуаром (пластиковым контейнером или жестяной банкой);
- щеткой на длинной рукояти;
- пылесосом;
- новым фильтром;
- маслом;
- набором отверток;
- охлаждающей пластиной;
- распыляющим аппаратом;
- моющим средством.
Инструкция по разборке пылесоса Самсунг 1600w
Как разобрать и вымыть внутренний блок
Процесс очистки предлагается рассмотреть на примере корейского сплита Daewoo мощностью 18 kBTU или 5.3 кВт. Что потребуется для работы:
- плоская и крестообразная отвертка;
- чистящее средство на щелочной основе Carlyclean или подобное в емкости с ручным опрыскивателем;
- специальный полиэтиленовый чехол со стоком для воды, сделанный под размеры комнатного модуля;
- резиновые перчатки;
- еще один ручной разбрызгиватель для смывания очистителя.
Для справки. Одноразовую дозу средства Carlyclean можно заказать в любом специализированном интернет-магазине по цене около 3 у. е. Там же продаются чехлы, защищающие стены от потеков (стоимость – порядка 2 у. е.). При желании вы можете сами спаять такое приспособление из полиэтиленовой пленки.
Чтобы хорошенько очистить и продезинфицировать все детали, внутреннего модуля, нужно его разобрать в следующем порядке:
- Отключите кондиционер от сети, достаньте фильтры и промойте их. Снимите пластиковые жалюзи, аккуратно изгибая и выводя концы из гнезд.
- Открутите все саморезы, расположенные на передней панели. Они держат крышку электрического отсека, саму панель и конденсатную ванночку. Часть из них находится под декоративными заглушками.
- Потяните лицевую панель на себя и откиньте ее вверх, чтобы вывести из зацепления 4 верхних защелки. Не снимайте ее, пока не отсоедините разъем ЖК-дисплея, находящийся с правой стороны.
- Пометьте маркером положение сервоприводов, вращающих жалюзи, затем открутите и снимите их. Освободите фиксатор ванночки для конденсата (держит ее левый торец) и отсоедините трубку дренажа. После этого элемент легко демонтируется.
- Вытащите датчик температуры, вставленный между ребрами испарителя, и отогните его в сторону электронного блока. Последний защитите от попадания воды полиэтиленовым пакетом, как показано выше на фото.
Примечание. Сплит-системы других производителей разбираются примерно в таком же порядке. Отличия бывают в способах крепления панелей, количестве жалюзи и размещении дисплея.
Если вы занимаетесь обслуживанием домашнего кондиционера впервые, то процедура разборки займет приблизительно 1.5—2 часа. Благодаря этому вы получаете доступ к турбине вентилятора и полости за ней, которую тоже необходимо прочистить. Дальше все просто: натягивайте на модуль чехол, подсунув его края между стенкой и корпусом, затем приступайте к чистке «сплита»:
- Наденьте резиновые перчатки и тщательно нанесите моющую жидкость на теплообменник, барабан вентилятора и внутренние полости. При этом турбину вращайте свободной рукой.
- Спустя 5—10 мин возьмите водяной опрыскиватель и смойте средство вместе с грязью. Брызгать нужно до тех пор, пока из блока не побежит чистая вода.
- Дождитесь, пока из внутреннего модуля не вытечет вся вода, а затем снимите чехол и дайте аппарату просохнуть.
- Вымойте снятую панель, ванночку и фильтры, просушите их. При этом старайтесь не мочить поролоновые уплотнители. После просушки кондиционер можно собирать.
Так выглядит турбина и теплообменник после промывки
Совет. Сборку лучше начать на следующий день, чтобы все детали успели хорошенько высохнуть. О том, как правильно разобрать и очистить внутренний блок сплит-системы, расскажет наш эксперт Виталий Дашко в своем видео:
Классификация внутренних блоков
Для того чтобы осуществить разборку, необходимо определить тип внутреннего блока кондиционера, который может быть представлен:
- настенной сплит-системой;
- канальным кондиционером;
- кассетным устройством.
Самыми распространенными являются настенные модели, которые более доступны по стоимости и иногда еще называются бытовыми. Их установку можно осуществить в помещении любого назначения, а мощность в пределах 7 кВт позволяет охлаждать до 70 м 2 площади. Такие блоки обычно устанавливаются в верхней части стены, недалеко от окна, так как конструкция предусматривает наличие наружного блока, а узлы должны быть соединены между собой.
Настенные кондиционеры не способны подавать в помещения свежий воздух, так как для этого требуется отдельная система вентиляции. Если вы задались вопросом о том, как разобрать внутренний блок кондиционера, то сможете ознакомиться с этой информацией ниже. Именно для такого устройства приведены рекомендации в статье.
Помимо бытовых кондиционеров, некоторые производители поставляют на рынок полупромышленные приборы, мощность которых достигает 10 кВт. Внешне они походят на традиционные сплит-системы, но по параметрам являются полу промышленным оборудованием.
Канальные кондиционеры устанавливаются с подвесными потолками, которые скрывают их полностью. Распределение охлажденного воздуха обеспечивается с помощью теплоизолированных воздуховодов, которые располагаются в межпотолочном пространстве. Такие конструкции могут охлаждать сразу несколько помещений. Мощность оборудования достигает 25 кВт, что позволяет обеспечивать охлаждение коттеджа или нескольких комнат квартиры. В качестве основной особенности канальных систем выступает возможность подачи свежего воздуха в том объеме, который гарантируется функционированием полноценной вентиляции.
Кассетные кондиционеры требуют подвесного потолка при монтаже. При сравнении с канальными конструкциями кассетные распределяют охлажденный воздух через нижнюю часть блока. Она закрывается декоративной решеткой и обычно имеет следующие размеры: 600 x 600 и 1200 x 600 мм.
Указания по чистке наружного модуля
Основная трудность обслуживания внешнего блока заключается в его расположении. Если он установлен на стене высотного дома сбоку от оконного проема, то от самостоятельной прочистки лучше отказаться, разве что вы проживаете на первом этаже. Безопаснее вести работы, когда конденсатор размещен в таких местах:
- на не застекленном балконе или лоджии;
- на стене частного дома, куда можно приставить лестницу;
- под окном квартиры.
Сама процедура разборки и прочистки довольно проста и выполняется в такой последовательности:
- Вывинтите саморезы, удерживающие верхнюю крышку, и снимите ее. Демонтируйте защитную решетку вентилятора.
- Открутите гайку крепления крыльчатки (резьба – левая) и снимите ее с вала. Оберните двигатель полиэтиленом, чтобы в него не попала жидкость.
Слева — вид сверху на теплообменник, справа — обмотанный пакетом двигатель
- Тщательно набрызгайте очиститель на теплообменник (конденсор) с обеих сторон и выждите 5—10 минут.
- С помощью ручного опрыскивателя выполняйте промывку до тех пор, пока с радиатора не перестанет стекать грязная вода. Помойте крыльчатку, снимите с мотора пакет и соберите агрегат в обратном порядке.
Для справки. Электроника и компрессор, установленный во внешнем блоке, отделены от конденсора перегородкой, так что можете смело наносить средство и смывать его водой.
Включение охладителя также лучше отложить на сутки, дабы успели просохнуть уплотнители. Как чистить наружный модуль кондиционера, показано в видеосюжете: