Фундамент из покрышек за и против: для бани, дома или беседки своими руками


От фундамента зависит основательность самой постройки, поэтому к выбору и сооружению основания следует отнестись со всей ответственностью. Сегодня всё больше владельцев участков отдают предпочтение фундаменту на покрышках. Это недорогой, быстровозводимый вариант и творческий способ построить основу для бани своими руками. Применяется в любых климатических условиях.

Конструктивные особенности резинового фундамента

Автопокрышки – относительно новый тип основания строения. Его создали в конце прошлого столетия, совместив параметры устойчивости и экономичности. Данный тип фундамента еще называют семыкинским, так как создан петербуржцем Михаилом Семыкиным. Чаще всего для строительства бани используют покрышки грузовых машин, а также сельскохозяйственной и специальной техники, наподобие тракторов или больших снегоуборочных агрегатов. У них большой диаметр, благодаря чему вес бани распределяется равномернее. Но можно взять шины легкового транспортного средства, просто их нужно будет в большом количестве.

Резина покрышек обладает ценными свойствами, такими как водонепроницаемость, способность поглощать колебания, упругость, стойкость к атмосферным явлениям. Она хорошо сопротивляется истиранию и многократным растяжению и изгибу, а процесс ее разложения идет больше 100 лет. Есть и другие плюсы покрышек.

  1. Самая дешевая и долговечная несъемная опалубка с внешним армированием.
  2. Отсутствие необходимости строить и демонтировать опалубку.
  3. Отношение высоты к диаметру не менее 1:3, в результате – устойчивость при неравномерной осадке и вымораживании.
  4. Возможность объединять в блоки в вертикальном и горизонтальном направлении любыми креплениями (включая завитую проволоку), усиливать армирование, устанавливать разные закладные элементы.
  5. Различные вариации заполнения материалом для передачи нагрузки на грунт.
  6. Малые трудозатраты в ремонте, замене и усилении покрышек, особенно при использовании столбчатых незаглубленных оснований, позволяющие исправлять ошибки в расчетах и технологии возведения фундамента.
  7. Простота обвязки опорных покрышек ростверком из железобетона, стали, бруса, бревна либо полный отказ от него с возложением его функций на несущие элементы бани.
  8. Простота в совмещении с любыми другими типами фундаментов.

Эти качества позволяют сделать прочную основу бани. При возникновении повышенного давления на отдельные участки резиновых опор стенки шины начинают раздвигаться, хоть и незначительно, но достаточно для того, чтобы снизить передаваемое воздействие на ростверк или нижнюю обвязку бани.

На таком основании можно построить баню даже на торфяных грунтах.

Из будней шиномонтажника

Для того чтобы лучше понимать есть ли в таком решении рациональное зерно или это очередной околостроительный бред нужно обратиться к самой покрышке. Ежегодно сотни и тысячи шиномонтажных мастерских по всему миру сталкиваются с проблемой утилизации отработанных и аварийных шин.

Требования к качеству и состоянию покрышек колес в цивилизованных странах очень жесткие, сами скаты весьма габаритны и занимают значительный объем и сфера их использования достаточно ограничена. Французский производитель премиальной автомобильной резины «Мишлен» известный качеством своих шинных каркасов запустил программу восстановления грузовых автошин Remix, в заводских условиях производя восстановление рабочего слоя на старом каркасе.

Щепетильные и практичные немцы уже несколько десятков лет перерабатывают утилизированную резину добавляя резиновую крошку в состав асфальтобетонной смеси при прокладке своих знаменитых автобанов, японцы проживающие в зоне повышенной сейсмической активности начали использовать отработанные автопокрышки при возведении фундаментов зданий и сооружений пытаясь использовать их такое полезное качество как устойчивость к деформациям. Японцы известные изобретатели и рационализаторы поэтому стоит присмотреться к такому варианту попристальней, повнимательней.

Плюсы и минусы фундамента из автомобильных шин

Учитывая свойства такого материала, получим устойчивое основание, которое перенесет значительные нагрузки. Из автошин можно соорудить несколько фундаментных разновидностей для бань: столбчатую, ленточную и цельную (плиточную).

Фундамент из резиновых элементов обладает рядом преимуществ.

  • Возможность использования в зонах с большой сейсмической устойчивостью, а также в районах с вечной мерзлотой.
  • Элементы не боятся сезонных движений грунта, так как способны гасить любые неравномерные деформации, поэтому можно использовать в пучинистой почве.
  • Может переносить значительные нагрузки со стороны веса самой бани.
  • Низкий объем земляных работ.
  • Простота конструкции.
  • Имеет отличные гидроизоляционные свойства: он не впитывает в себя влагу из грунта, что препятствует увлажнению нижней обвязки бани.
  • Долговечен.
  • Быстро и легко сооружается. Для работ достаточно одного человека. Нет необходимости в наличии тяжелой строительной техники.
  • Намного дешевле других видов оснований.

Кроме того, фундамент из шин – это хороший способ утилизировать огромное количество автомобильных колес на свалках, которые вредят экологии.

Недостатками резиновых фундаментов из шин является их разрушение и выделение вредных веществ под воздействием прямых солнечных лучей. Чтобы этого не происходило, достаточно закрыть резины защитными материалами.

Если вам не нравится вид покрышечного фундамента, то можно выполнить внешнюю отделку, чтобы не пострадал общий облик бани. К минусам также относят необходимость устройства только рамных конструкций строения и невозможность применения основания из покрышек в холмистой местности.

Область применения

Решив построить фундамент на покрышках своими руками, определитесь с массой строения, взвесьте все «за» и «против», тщательно изучите возможность применения автомобильных скатов в качестве основы для будущей постройки. Обязательно проконсультируйтесь с профессиональными строителями. Эксплуатация возведенных частными застройщиками строений подтверждает возможность использование бывших в употреблении покрышек для установки следующих построек:

  • одноэтажных дачных домов, стены которых выполнены из деревянного бруса;
  • небольших сооружений каркасного типа, характеризующихся уменьшенной массой;

Существует несколько вариантов для укладывания фундамента из уже использованных автомобильных покрышек

  • хозяйственных и бытовых построек (сараев, бытовок, туалетов), возведенных на дачных участках;
  • малогабаритных помещений, предназначенных для использования в качестве бани.

Возведение капитального здания на основе из автомобильных шин может привести к непредвиденным результатам, вызвать дополнительные финансовые расходы. Чрезмерная самонадеянность застройщика, отсутствие строительных знаний, желание сэкономить на строительстве фундамента здания может привести к фатальным последствиям. Фундамент из шин лучше используйте в качестве основы для небольших построек, имеющих малый вес.

Подготовка к сооружению

Проектирование фундаментов – важный момент предварительного этапа строительства. В процессе его выполнения необходимо создать подробный чертеж будущей бани с учетом особенностей строения, указанием размеров. Проект можно сделать как самостоятельно, так и при помощи компьютерных программ.

Выбор и приобретение материалов является вторым пунктом работ. Для возведения резинового фундамента используют старые списанные покрышки. Они должны быть целыми, без разрывов. Изношенность шин не имеет значения. Размер их подбирается индивидуально, в зависимости от предпочтений и наличия – от покрышек легковых, грузовых автомобилей до сельскохозяйственной и специальной техники наподобие тракторов или больших снегоуборочных машин.

Чем больше диаметр шин, тем лучше их прочность. Необходимо выбирать покрышки одинаковыми по диаметру и толщине, поскольку это очень упростит работу. Также заранее нужно позаботиться о доставке на строительную площадку необходимого количества этого материала.

Далее выполняются замеры и расчеты. Допустим, вы приняли решение соорудить сплошное покрытие. Сначала необходимо рассчитать нужное количество покрышек для строительства резинового фундамента. Для наглядности посчитаем на примере, для чего возьмем среднестатистические данные. Исходные размеры основания бани: 4 м в длину и 3 м в ширину. Наружный диаметр шины складывается из посадочного диаметра (обозначенного в дюймах) и высоты, которая обозначена в маркировке.

Допустим, отметка на покрышке 205/60/R15 обозначает ширину шины 205 мм, высоту шины в 60 % от ширины, и посадочный диаметр 15 дюймов. Наружный диаметр будет складываться из посадочного диаметра (15 дюймов = 38,1 см, так как 1 дюйм равен 2,54 см) и высоты шины (205 мм х 60 % = 123 мм), умноженной на два. То есть, для покрышки с маркировкой 205/60/R15 внешний диаметр равен 38,1 см + (2 х 12,3 см) = 62,7 см или 0,627 м.

Определившись с исходными данными, производим расчет. Допустим, с такими цифрами.

Алгоритм Примеры
Длину основания бани делим на значение диаметра покрышки4 м : 0, 627 м = 6,38 шт.
Ширину основания бани делим также на значение диаметра шины.3 м : 0,627 м = 4,78 шт.
Полученные данные перемножаются, после чего их округляем в большую сторону.6,38 х 4,78 = 30 шт.

Таким образом, для сооружения резинового фундамента, в нашем случае понадобятся 30 покрышек. Их можно уложить в один слой, тогда высота основания будет равна ширине покрышки, или в 2–3 слоя. В результате фундамент получится высотой 41см–61,5 см, так как ширина шины, исходя из маркировки, равна 205 мм или 20,5 см.

Для создания основания из шин потребуются следующие материалы и инструменты.

  • покрышки;
  • лопаты;
  • доски или трубы для трамбовки;
  • обломки кирпичей, гравий;
  • песок;
  • рубероид или линолеум;
  • опалубочные доски для сооружения сплошного фундамента из покрышек;
  • арматура;
  • строительный уровень.

Перед сооружением фундамента из покрышек проводят предварительные работы по подготовке строительного места: очищают участок от камней и мусора, снимают верхний слой земли толщиной 30 см.

На фундамент из покрышек должно опираться только деревянное строение, так как древесина обладает упругостью и небольшие колебания ей не страшны. У кирпичных же строений образуются трещины вследствие их чувствительности даже к малейшим сдвигам. Поэтому возводить блочную или кирпичную баню на нём не рекомендуется.

Отзывы специалистов о практичности и особенностях технологии шинных фундаментов

Фундамент Семыкина на покрышках постоянно подвергается конфронтации полярных мнений за и против со стороны авторитетных специалистов в строительстве. Сторонники технологии в первую очередь отмечают положительную динамику организации теплоизоляции для дома без вливаний дополнительных расходных материалов, а также универсальность применения практически для всех типов почв. Из покрышек можно сделать достаточную площадь для опоры, избежав дорогостоящих технологий. Критические замечания получают скорее огрехи частных примеров, чем запатентованная технология в целом. Например, баня на фундаменте из покрышек с правильной организацией вентиляции наоборот будет проветриваться лучше и служить дольше, чем на традиционном бетонном основании.

Чтобы застраховать цоколь от преждевременного разрушения, его необходимо обшивать защитными материалами (сайдинг, древесина, плиты из асбестоцемента, декоративные панели из ПВХ.

Иногда на форумах всплывают отзывы специалистов строительных организаций о вредности применения резины. При соблюдении рекомендаций покрышки не источают никаких посторонних запахов, проникающих в помещение.

Почему по советам специалистов не нужно переусердствовать в гидроизоляции. Тщательная гидроизоляция без вентиляционных отдушин может привести к возникновению парникового эффекта внутри помещения и появлению плесени. В группу риска попадают бревенчатые дома из бруса, деревянные коттеджи.

В статистическом большинстве мнения авторитетных специалистов и тех, кто на практике реализовал строительство основания из покрышек, сводятся к тому, что каркасные сооружения способны простоять без деформаций и проседания не менее 20-ти лет.

Сооружение резинового фундамента из покрышек

Чтобы основание из шин служило долго и при этом надежно удерживало баню, необходимо правильно выполнить все работы по его установке, а также обеспечить надежную защиту от воздействия солнечного света. Главный критерий при создании фундамента из автомобильных покрышек – контроль их позиций в одной плоскости и на одном уровне. Ошибки здесь могут привести к перекосу всего фундамента.

Сооружение плиточного фундамента состоит из нескольких этапов.

  1. Роют котлован глубиной 20 см по размерам будущей бани, отступая по периметру на 20 см. Такая мера нужна, чтобы при бетонировании были закрыты и наружные грани покрышек. Это позволит не только усилить основание, но и предотвратит выделение вредных веществ под воздействием солнечных лучей. Глубина ямы не зависит от толщины покрышек.
  2. Проверяя водяным уровнем, выравнивают дно котлована, постоянно утрамбовывая его.
  3. На ровную поверхность плашмя укладывают покрышки впритык друг к другу. Внутрь каждой из них закладываем рубероид, который будет препятствовать высыпанию набивки и служить дополнительной гидроизоляцией.
  4. Пространство внутри шин заполняют землей, песком, щебенкой или строительным мусором, уплотняя трубой или доской с ручкой. Аналогичные действия проводят между покрышками, заполняя зазоры. Чем плотнее будет утрамбован материал, тем качественнее и надежнее будет фундамент бани. Сверху резину не засыпают: засыпка должна располагаться на одном уровне с верхней стороной покрышки.
  5. Чтобы бетонная заливка была равномерной, на подготовленную поверхность расстилают рубероид или линолеум. Достаточно одного слоя такого покрытия, если полосы уложены с нахлестом не менее 5 см.
  6. Вокруг уложенных покрышек устанавливается опалубка из ненужных досок или фанеры высотой 10–15 см.
  7. Во внутреннее пространство опалубки на рубероид укладывают арматуру и перевязывают между собой стальной проволокой или же применяют сварку. Для закрепления конструкций стен и перегородок будущей бани, к арматурному каркасу прикрепляются анкеры и выводятся выше уровня бетона.
  8. Заливают пластичным бетоном до высоты опалубки, которая будет служить верхней частью покрышечного основания. Важно соблюсти ее горизонтальность с помощью строительного уровня. Отклонения от плоскости бетонирования не должны превышать 10 мм на 1 метр.
  9. Далее на нее возводят нижнюю обвязку бани из бруса или металлических швеллеров, которая крепится к анкерам.

Чтобы ускорить застывание бетона, используют старые тряпки, пропитанные аммиаком.

Их укладывают на поверхность заливки и укрывают полиэтиленом. Эта мера помогает извлечь влагу из бетона, что способствует обретению нужной прочности уже через неделю. Некоторые владельцы земельных участков не заливают покрышки бетоном, а покупают уже готовую железобетонную плиту. Но такой фундамент обойдется гораздо дороже, чем изготовленный своими руками.

Фундамент из покрышечных столбиков также надежен, хоть и обладает меньшей несущей способностью. Отличается от плиточного основания тем, что отдельно стоящие столбики из шин внутри заливаются бетоном. Сначала выполняют разметку по периметру будущей бани при помощи колышков. На колышки укладываются покрышки, внутрь их вставляются анкеры. Каждую шину заполняют камнями, обломками кирпичей или гравием и заливают бетоном. Не забудьте под шины уложить куски линолеума или рубероида. Покрышки должны находиться на одном уровне в углах бани и промежуточных узлах.

Вывод

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме. Также на основании текста, который представлен выше, можно сделать вывод о том, что фундамент, созданный на основе покрышек, изготовить довольно просто. При этом учитывая доступность и цену на этот материал, готовая конструкция получится недорогой и при этом весьма практичной (см.также статью «Ленточный фундамент для бани: от земляных работ до заливки бетона»).

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен

Ленточный фундамент на резиновых покрышках

Его возводят на грунтах, имеющих низкую несущую способность или большую глубину промерзания, чему способствует достаточная ширина покрышек, обеспечивающая существенную площадь распределения нагрузки. Сооружение схоже с технологией устройства сплошного основания, но отличается некоторыми нюансами. На местности определяется положение осей несущих стен и перегородок бани и закрепляется колышками, расположенными не ближе, чем на метр от оси. Это очень важно потому, что нагрузка должна передаваться посередине.

По намеченным осям роется траншея, ширина которой сантиметров на 10–20 больше ширины шины, а глубина обязательно меньше глубины промерзания грунта. В траншею укладываются не менее двух рядов шин, которые набиваются сыпучим материалом. Внутрь покрышек вставляются металлические пруты в качестве анкеров для обвязки с нижней частью бани. Завершается устройство ленточного основания заливкой бетона.

После сооружения фундамента для бани из покрышек, выступы, которые образовались при укладывании основы под строение, можно легко задекорировать любым строительным материалом, что придаст конструкции эстетический вид. Особого ухода фундамент из старых, использованных шин не требует. Если он правильно положен и защищен от солнца еще на первоначальном этапе, то во время последующей эксплуатации он не принесет никаких хлопот.

Фундамент из покрышек – оптимальный и экономный вариант для строения основания под баню. А каким способом укладывать его, каждый решает сам для себя. Главное – хорошие знания, необходимые строительные принадлежности и огромное желание.

Где еще применяют покрышки


Покрышки – функциональный компонент, который можно использовать не только для прямого назначения. Для обустройства основания покрышки укладывают двумя способами:

  • в качестве «тары», внутрь которой заливают бетон;
  • они могут служить опорами, находящимися в углах небольшого строения, например, если возводится курятник, сарай или беседка для семейных посиделок.

Не стоит относиться к строительству халатно – определенный список рекомендаций и требований технологического процесса все равно придется соблюдать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]